Виолетта Эвалльё — автор курса «Искусство кино: экранизации, адаптации, ремейки» — об эстетике документальности и ее симуляции в игровом кинематографе.
Эстетика документальности и ее симуляции довольно четко прослеживается в игровом кинематографе, что, на мой взгляд, связано не только с потребностью в фиксации «реальности», но с потребностью отразить узнаваемую повседневную среду в художественном пространстве. Так, в кинематографе перестроечного периода (например, в фильмах Киры Муратовой), в поиске связей с действительностью, кинокамера обнаруживает упадок и разрушения в самой физической материи: рассыпающиеся здания, зияющие пустыми глазницами окон, вещи сломанные и нефункциональные, сваленные в кучи на улицах, на полках, рваные и грязные. Все это словно кинохроника тотального упадка советской системы.
![](https://static.tildacdn.com/tild3433-3633-4332-a635-373837623738/_-13____2.png)
Важно разделять жанры документальный и художественный, но основанный на реальных событиях. В первом случае мы можем столкнуться с интересной авторской интерпретацией привычной реальности, в другом — ощутить «радость узнавания», за которую ратовал еще Аристотель. Однако чаще в фокусе внимания кинематографа оказываются драматические события, занявшие первые полосы новостных изданий и лент. В этом случае «радость узнавания» трансформируется скорее в ужас перед опасностями окружающего мира, что щекочет нервы и открывает бездны бессознательного. Уровень сопереживания герою, героям экранизаций реальных событий тем самым возрастает (например, «Дело храбрых» 2017, «127 часов» 2010), равно как и саспенс всех драматургических перипетий. При этом финал (будь он положительный или трагический) как таковой не влияет на эмоциональный отклик зрителей.
![](https://static.tildacdn.com/tild6136-3764-4337-b738-363938386463/image-04-09-22-08-30.jpeg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6365-6631-4632-a138-326361643330/image-04-09-22-08-32.jpeg)
К слову, художественной интерпретации подвергаются и изначальная история, но степень деформации зависит от потенциальной коммерческой составляющей и собственно «нерва» истории (например, «Ветреная река» 2017).
![](https://static.tildacdn.com/tild6436-6337-4135-b130-623461356265/image-04-09-22-08-27.jpeg)
Чаще всего в фокусе внимания оказывается одна и та же фабула, достойная сцены древнегреческого театра, но с ренессансными нотками: о силе человеческого духа, способного противостоять року.
Искусство кино: экранизации, адаптации, ремейки (10 сентября – 08 октября)