ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
Новости

6 вопросов дизайнеру. Владимир Самошкин

Интервью с дизайнером выставочных и музейных экспозиций Владимиром Самошкиным, который ведет в ХПМТ экспресс-курс «Практика создания музейно-выставочных экспозиций»
Курс «Практика создания музейно-выставочных экспозиций»
— Почему вы решили связать свою жизнь с искусством?

— Наверное, жизнь каждого человека должна быть в какой-то мере связана с искусством.
Так сложились обстоятельства, что я в конце 90-х годов занимался дизайном полиграфии. Достаточно случайно стал сотрудничать с Музеем Герцена, готовил для них различные материалы, сделал сайт музея, тогда в 1998 году это было в новинку. Потом устроился на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, ну, и с тех пор искусство меня не отпускает:)

— Что вам больше всего нравится в работе дизайнера выставочных проектов?

— В первую очередь разнообразие. Работа с разными материалами, на разных площадках, с разными специалистами — искусствоведами, со специалистами по освещению, звуку, мультимедиа.

— Какой проект вы считаете самым удачным и почему?

— Для художника самый успешный проект — тот, над которым он работает сейчас. Текущим проектам посвящены все мысли. И что естественно немаловажно для художника, находящего не в штате какой-либо организации — текущие проекты приносят гонорар, доход.

Выставочные проекты скоротечны, они проходят, через месяц-два экспозиция демонтируется. Какие материалы остаются после выставки? Только каталог, где обычно не отражается сама экспозиция, потому что каталог готовится до начала монтажа, до открытия выставки. Там содержится научная часть и представлены фотографии произведений.

Все проекты важны по своему — от гигантских проектов площадки Манежа до самых скромных архивных экспозиций. Если называть что-то конкретное, то на текущий момент [март 2021 года] я б выделил портретную галерею усадьбы Кусково. Задумывался этот проект как временная выставка еще в 2014 году, но идея восстановить утраченную портретную галерею Шереметьева и реализация оказались очень удачными.

— А есть что-то, что Вам не нравится в работе музейного дизайнера? С какими проблемами сталкивается дизайнер в своей деятельности?

— Основная серьезная проблема — это всегда финансирование. В основном оно идет с оглядкой на смету, а если финансирования недостаточно, то приходится использовать какие-то недорогие материалы, выбирать более скромные художественные решения, использовать старое выставочное оборудование, приспосабливая его под текущие задачи. Отсюда вытекают все проблемы и неудобства.

— Какой путь нужно пройти чтобы стать дизайнером выставочного проекта?

— Путь — довольно пафосно ставиться вопрос. Ну, я, например, попал в Пушкинский музей и работал в отделе выставок, сначала научным сотрудником, потом заместителем заведующего отделом. В мои обязанности входила в первую очередь оформительская сторона подготовки выставки. Но создание выставки включает кроме этого большой объем других работ. Я и мои сотрудники занимались поддержкой навигации, рекламной полиграфией, составлением сметной документации, организацией работы с приглашенными дизайнерами, художниками, согласованием работы со службой пожарной безопасности и так далее. Все эти работы тоже входят в творческий процесс работы над экспозицией.

Если шире посмотреть, то тем, кто хочет заняться экспозиционно-выставочным дизайном, работать с музеями, я бы посоветовал получить архитектурное образование. Хотя я знаю многих музейных художников, закончивших различные художественные вузы, сейчас архитектурное образование дает, как мне кажется, очень хороший и нужный инструментарий: умение работать в программах AutoCAD, Archicad, навыки работы с различными материалами и знание профильных предметов, таких как история дизайна, дизайн архитектурной среды. Сейчас на рынке 90 процентов специалистов имеют архитектурное образование, потому что в этой сфере они более оснащены. Соответственно, получив образование можно искать заказы, смотреть что предлагают музее, галереи, учавствовать в конкурсах, претендовать на гранты.

— Что бы вы посоветовали начинающему дизайнеру?

Музейный дизайнер работает с произведениями искусства, а оно очень разнообразно. Вместе с классическим искусством — скульптурой, живописью, графикой, сейчас существует масса технических новаций — саунд, видеоарт, виртуальная, дополненная реальность, 3D mapping. Все эти новые технологии вписываются в выставочные проекты, а иногда являются сутью проекта. Что тут посоветовать? Ходить почаще на выставки, смотреть разнотипные, разноплановые экспозиции, смотреть как сделана застройка пространства, как сверстана полиграфия, как организовано освещение и стремиться в целом расширять кругозор в различных сферах — от истории искусства до технических новинок. Собственно, все это называется специальным музейным термином — «насмотренность».
Курс «Практика создания музейно-выставочных экспозиций»