ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
Новости

Атрибутивные признаки ранней продольной гравюры

Параллельная штриховка, простые крупные силуэты, однотонное изображение — об основных атрибутивных признаках ранней продольной гравюры рассказывает кандидат искусствоведения, преподаватель курса «Основы атрибуции и экспертизы произведений изобразительного искусства» Софья Сергеевна Морозова.
Курс «Основы атрибуции и экспертизы произведений изобразительного искусства»
Важный атрибутивный признак тиражной графики (второй после качества бумаги) — техника печати. Существуют три основных способа печати — высокая, глубокая и плоская печать. Каждый из этих трех способов имеет множество техник.

Начнем с высокой печати и продольной ксилографии, потому что она появилась первой. При продольной ксилографии гравировальная доска изготавливается из дерева продольного распила — ствол дерева распиливается вдоль сверху до низу. В зеркальном отражении на дерево наносят изображение, вырезают, накатывают краску и по принципу штампа печатают изображение. Вырезанные, глубокие участки на рисунке остаются белыми, отпечаток оставляют выпуклые, то есть высокие участки доски — отсюда название этого способа печати.
Мучения Святого Себастьяна. Печатная форма (изображение зеркальное). 1470—1475. Дерево / © The Trustees of the British Museum
Вдоль волокон резать доски удобно, но при повороте резца начинаются трудности — появляются сколы. Художник старается избегать плавных изгибающихся линий, поэтому изображение остается достаточно простым и часто используется параллельная штриховка. Еще один важный атрибутивный признак продольной ксилографии — однотонность изображения: внутри штриха цвет не меняется, а остается одинаково черным. Тональное богатство здесь невозможно, потому что вы печатаете с ровного верхнего слоя доски.

Деревянная доска с продольным изображением выдерживает 5000 оттисков.
Конечно, мастерам хотелось большей художественной свободы, и эту свободу дало изменение способа печати. О других техниках печати и способах самостоятельно отличить гравюру от репродукции, а также фарфор от фаянса и хрусталь от стекла Софья Сергеевна рассказывает на курсе «Основы атрибуции и экспертизы произведений изобразительного искусства».