Людям нерисующим появление на белом листе реалистичного изображения кажется почти волшебством… Как этому можно научиться? Как на небольшой плоскости появляются объемные фигуры — даже самые простые гипсовые шары, конусы и кубы? Художник и искусствовед Мария Дидрих рассказывает о том, как она готовит абитуриентов РГГУ и Строгановки к экзамену по рисунку.
Рисунок. Подготовительный курс
Обучение академическому рисунку в высшем учебном заведении и в обычной художественной школе или училище проходит по-разному. Именно в вузе обучающиеся начинают глубже понимать суть предмета: видеть конструкцию, выражать объем, ощущать светотеневую моделировку, понимать линейную перспективу, и в итоге создавать убедительные работы, достойные выставки.
Абитуриенту важно перейти этот порог между просто рисованием того, что он видит, к всестороннему анализу натуры и построению — именно построению — конструкции, передаче объема, созданию иллюзии выхода предмета из плоскости листа.
Абитуриенту важно перейти этот порог между просто рисованием того, что он видит, к всестороннему анализу натуры и построению — именно построению — конструкции, передаче объема, созданию иллюзии выхода предмета из плоскости листа.
На курсы приходят слушатели с разным уровнем подготовки, и с каждым мы работаем индивидуально — изучаем натуру, стараемся вместе формулировать мысли, чувства, ощущения от рисования. Важно в процессе объяснения показывать примеры доработки рисунка, корректировать штрих, исправлять неточности, учить видеть общее и частное.
Обсуждая со студентами сложности в их работах, всегда стараюсь проводить параллели с произведениями великих мастеров. Тут важно выработать у учеников привычку много смотреть, изучать, искать практические ответы в истории искусства.
Кстати, не все знают, что в РГГУ есть учебный музей — отдел Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Отличная возможность для студенческих занятий — слепки и копии памятников искусства, от Древнего Египта до эпохи Возрождения. Студенты и посетители могут совмещать курсы и самостоятельно заниматься в музейных экспозициях.
Кстати, не все знают, что в РГГУ есть учебный музей — отдел Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Отличная возможность для студенческих занятий — слепки и копии памятников искусства, от Древнего Египта до эпохи Возрождения. Студенты и посетители могут совмещать курсы и самостоятельно заниматься в музейных экспозициях.
В Строгановке я готовила к поступлению в ВУЗ учащихся 11–17 лет, они приходили на первые занятия умея рисовать лишь геометрические фигуры, а по окончании обучения уже строили капители, разбирались в основах пластической анатомии, изображали гипсовые головы, бюсты и фигуры в полный рост.
Для неподготовленного человека обучение академическому рисунку такого типа, с одной стороны, может даться легче, чем ребятам с художественной школой за плечами, так как им не придется переосмысливать прежние установки, можно будет начинать как раз с чистого листа. С другой стороны, этот путь потребует более вдумчивого отношения и кропотливой, усердной работы для формирования навыка. Главное чтобы у наших абитуриентов и вольных слушателей было огромное желание к творческой самореализации и жажда новых знаний — это определяет результат.
Для неподготовленного человека обучение академическому рисунку такого типа, с одной стороны, может даться легче, чем ребятам с художественной школой за плечами, так как им не придется переосмысливать прежние установки, можно будет начинать как раз с чистого листа. С другой стороны, этот путь потребует более вдумчивого отношения и кропотливой, усердной работы для формирования навыка. Главное чтобы у наших абитуриентов и вольных слушателей было огромное желание к творческой самореализации и жажда новых знаний — это определяет результат.
Рисунок. Подготовительный курс