Занятия с глиной уже не первый раз проводятся в школе ХПМТ, ведёт их Павел Гуляев — художник-технолог, канд. филос. наук, доцент изобразительного искусства и архитектуры. О курсе-практикуме, проходившем в мае этого года, рассказывает Евгения.
Художественная керамика: изготовление и восстановление (14, 21 декабря 2024)
— Вы работали раньше с глиной?
— Я не керамист, когда-то давно, когда училась в художественной школе, мы пробовали лепить, но это было больше 20 лет назад, почти все забылось.
— А остальные слушатели курса? Среди них были керамисты?
Вместе со мной в группе были люди подготовленные — девочки-керамистки и художники реставраторы. Девочки сами изготавливают художественную керамику, возят ее на выставки, часто изделия повреждаются и требуют реставрации, они пришли к Павлу узнать о техниках восстановления. У художников-реставраторов были свои запросы — им необходимо было научиться правильно делать глиняные формы для восстановления некоторых частей их текущего рабочего заказа. Но вместе со мной так же не было подготовки у девочки, занимающейся антиквариатом — она принесла с собой поврежденные фарфоровые статуэтки и хотела научиться справляться с этими повреждениями самостоятельно.
— Я не керамист, когда-то давно, когда училась в художественной школе, мы пробовали лепить, но это было больше 20 лет назад, почти все забылось.
— А остальные слушатели курса? Среди них были керамисты?
Вместе со мной в группе были люди подготовленные — девочки-керамистки и художники реставраторы. Девочки сами изготавливают художественную керамику, возят ее на выставки, часто изделия повреждаются и требуют реставрации, они пришли к Павлу узнать о техниках восстановления. У художников-реставраторов были свои запросы — им необходимо было научиться правильно делать глиняные формы для восстановления некоторых частей их текущего рабочего заказа. Но вместе со мной так же не было подготовки у девочки, занимающейся антиквариатом — она принесла с собой поврежденные фарфоровые статуэтки и хотела научиться справляться с этими повреждениями самостоятельно.
— А вы тоже пришли на занятия с предметом, на котором были утраты, сколы?
— Да, приносила — у меня дома была сломанная советская фарфоровая немецкая овчарка (не было части хвоста) производства ЛФЗ. Но я взяла статуэтку уже на второе занятие, на первой встрече мы учились правильно укладывать глину в форму, заранее изготовленную для мастер-класса преподавателем. Я выбрала льва, он был очень симпатичным, копия оригинального древнерусского изразца. Форму нужно было научиться правильно, очень плотно утрамбовать глиной, чтоб рисунок хорошо отпечатался. А вторую часть занятия мы делали румпу — ножку изразца, которая, собственно, и отличает изразец от керамической плитки. Я выбрала белую глину, но можно было лепить из красной. Теперь лев живет у меня дома, пока его не покрыла глазурью.
— Да, приносила — у меня дома была сломанная советская фарфоровая немецкая овчарка (не было части хвоста) производства ЛФЗ. Но я взяла статуэтку уже на второе занятие, на первой встрече мы учились правильно укладывать глину в форму, заранее изготовленную для мастер-класса преподавателем. Я выбрала льва, он был очень симпатичным, копия оригинального древнерусского изразца. Форму нужно было научиться правильно, очень плотно утрамбовать глиной, чтоб рисунок хорошо отпечатался. А вторую часть занятия мы делали румпу — ножку изразца, которая, собственно, и отличает изразец от керамической плитки. Я выбрала белую глину, но можно было лепить из красной. Теперь лев живет у меня дома, пока его не покрыла глазурью.
Собачку я принесла уже на второе занятие. У нее уже давно отломился хвост, и вместе с преподавателем мы по фотографии этот хвост восстанавливали — слепили его из глины, потом сделали форму (так же, как Павел готовил формы для изразцов), залили и на третьем занятии я аккуратно вернула хвост своей собачке.
— С чем были сложности на занятии?
Из сложного хотела отметить две вещи. Во-первых, работа с гончарным кругом. За круг на первом занятии я даже испугалась сесть. Девочки-керамисты, уже знакомые процессом, сразу слепили по кружке, я только на них завороженно смотрела. На втором занятии собралась, преодолела страх и вместе с преподавателем уже пробовала. Понимала нюансы техники. Сам круг должен быть совершенно чистым перед тем, как вы поставите на него свой кусок глины. Если на нем остались комочки, маленькие кусочки или вода — глина покосится или слетит с круга и процесс придется начинать заново. И, конечно, сложно вытянуть первый объем, центрировать его на глине и почувствовать руками нужную толщину — не оставлять стенки изделия очень толстыми и не делать их слишком тонкими.
Из сложного хотела отметить две вещи. Во-первых, работа с гончарным кругом. За круг на первом занятии я даже испугалась сесть. Девочки-керамисты, уже знакомые процессом, сразу слепили по кружке, я только на них завороженно смотрела. На втором занятии собралась, преодолела страх и вместе с преподавателем уже пробовала. Понимала нюансы техники. Сам круг должен быть совершенно чистым перед тем, как вы поставите на него свой кусок глины. Если на нем остались комочки, маленькие кусочки или вода — глина покосится или слетит с круга и процесс придется начинать заново. И, конечно, сложно вытянуть первый объем, центрировать его на глине и почувствовать руками нужную толщину — не оставлять стенки изделия очень толстыми и не делать их слишком тонкими.
Вторая сложность для меня была в кульминационном процессе реставрации, когда вы присоединяете подготовленную деталь к целому — вы обязаны очень точно соединить куски глины с первого раза. С собачкой все получилось, спасибо преподавателю, унесла ее домой, осталось покрасить, на следующем занятии Павел должен научить тонировать утраты.
— А остальным слушателям курса удалось освоить гончарный круг? У всех получилось?
— Да, на третьем занятии все справились.
— Пригодились знания, полученные на курсе?
Да, я работаю в детском центре и эти навыки использую для реставрации детских работ. И с нетерпением жду следующего мастер-класса.
— Да, на третьем занятии все справились.
— Пригодились знания, полученные на курсе?
Да, я работаю в детском центре и эти навыки использую для реставрации детских работ. И с нетерпением жду следующего мастер-класса.
А мы приглашаем на следующий мастер-класс Павла Гуляева по художественной керамике, где будем осваивать изготовление и восстановление керамики на примере изучения древней техники — спиральной лепки из глины (из жгутов). Формовка изделий из жгута была известна в каменном веке. Прошли многие тысячелетия, но она до сих пор используется мастерами при лепке фигурных сосудов.
Художественная керамика: изготовление и восстановление