ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
Новости

«Мадонна Литта» и реставрация масляной живописи

Уже год Вконтакте живет сообщество курсов реставрации ХПМТ, где слушатели делятся фотографиями и видео с занятий, а мы наблюдаем за тем, как восстанавливаются книги и оживает живопись. В последнее время в ленте часто попадалась копия картины «Мадонна Литта» Леонардо, и нам очень захотелось узнать ее историю. Оказалось, что девушку с прекрасной улыбкой, которая работает над картиной, зовут Анастасия и, спасибо ей, она согласилась рассказать нам о своей Мадонне.
Курсы реставрации масляной живописи
Папа и дедушка Анастасии занимались живописью, и их работы, которые требовали реставрации, копились у нее давно.

— Я забирала поврежденные картины от бабушки и перевозила их к себе. Было понятно, что в нашей семье скорее всего ими буду заниматься я. Картины копились, я думала, что делать. Не исключала вариант отдать работы на восстановление профессионалам, но всегда хотелось попробовать заняться реставрацией самой. Одной из самых поврежденных картин была Мадонна Литта — она была просто аварийная, было грустно на нее смотреть. И я решила реставрировать ее первой.


На видео работу Анастасии комментирует преподаватель, художник-реставратор Алексей Кленчев:

Анастасия подводит грунт, места утрат, аккуратно, не залезая на автора, как настоящий профессиональный реставратор.

— А кто писал картину — папа или дедушка? И почему были такие разрушения?

— Копию делал мой папа, его уже нет. Это была одна из его первых картин, он написал ее в 17–18 лет. Вдохновлял папу дедушка, который тоже занимался живописью и в том числе делал копии. Бабушка рассказывала, что с этой картиной он долго мучился, несколько раз пытался исправить работу, которая еще недостаточно хорошо высохла, в какой-то момент вообще сказал, что больше живописью заниматься не будет. Но, в конце концов, справился, закончил и покрыл ее лаком. Думаю, возможно, одна из причин разрушений в том, что у папы в 17 лет, конечно, опыта было мало, а технических сложностей много.

Но еще мы не знаем, как работа хранилась. Через некоторое время ее подарили знакомым, и долгое время, лет 20, она жила у них.

Анастасия и Алексей Кленчев — художник-реставратор, преподаватель курсов реставрации масляной живописи в ХПМТ

— Пробовали самостоятельно начать реставрировать?

— Нет, очень боялась что-то сделать неправильно, особенно с Мадонной Литтой. Боялась, что если я что-то сейчас начну самостоятельно делать, она просто развалится, боялась даже дышать на нее. Да и к другим картинам, которые в относительно хорошем состоянии, там небольшие дефекты, боялась подходить. Был психологический страх — страх белого листа, и нужна была помощь, нужен был кто-то, кто поведет, скажет, как правильно начать и последовательно дальше работать, чтобы не испортить картину.

— Как долго работали над картиной? Все удалось сделать или частично?

Я не сразу стала работать над картиной. Сначала записалась на первый уровень курса, где мы работали с небольшими фрагментами старых картин, которые нам давал преподаватель — осваивали основные реставрационные процессы. Потом вернулась на курсы с картиной и еще 2 курса занималась с Алексеем — я укрепила красочный слой, нанесла грунт и сейчас занимаюсь тонировкой и осветлением. И дальше уже собираюсь продолжать самостоятельно дома.

Сейчас есть понимание, как вообще с этим работать, с чего можно начать, что нельзя делать.

На видео: натягивают холст на подрамник

— Сложно оказалось заниматься реставрацией масла? Сложнее, чем представляли?

— Мне очень нравилось. Несмотря на то, что нужно было много узнавать, много работы, мне очень нравилось на занятиях, я от них не уставала. И еще очень важно — хороший педагог, прекрасная подача материала.
— Что бы вы рекомендовали доработать, поменять?

— В целом, у меня каких-то таких рекомендаций нет, единственное, хотелось бы для занятий более просторное помещение, чтобы было удобнее работать. Но это не самое важно.

— Есть ли еще задумки по реставрации масла, будете продолжать учиться?

— Скорее всего, буду продолжать работать дома. Если будут какие-то интересные мастер-классы, небольшие встречи или следующий уровень сложности (для супер продвинутых), то, возможно, пойду учиться. Но пока хочу продолжать дома самостоятельно.

Основы реставрации масляной станковой живописи Отзывы