Всегда интересно поговорить с профессионалом своего дела. Мы взяли небольшое интервью у сценариста и режиссера Юлии Горбачевской, задали ей важные, как нам кажется, вопросы, которые волнуют многих начинающих сценаристов! Как справиться со страхом белого листа? Стоит ли использовать «сценарные клише»? В чем принципиальное отличие сценариста от писателя?
Попытаться написать свой сценарий и попробовать себя в роли сценариста вы сможете на интенсиве Юлии Горбачевской «Сценарист короткой формы».
— В чем принципиальное отличие сценариста от писателя?
— Сценарист, профессия связанная напрямую с кинопроизводством. Каждую страницу текста можно разобрать по битам, посчитать в деньгах, и отдать в разные цеха: художественно-постановочный, каскадерам, пиротехникам и прочим департаментам.
С чего начинается работа над сценарием?
— С идеи и личной мотивации (что движет сценаристом? Во имя чего? Для чего? О чем?)
— Есть ли у сценаристов боязнь белого листа? Как его побороть?
— Просто вводить в привычку писать каждый день. Можно начать с 15 минут и далее увеличивать количество написанного текста.
— Есть ли определенные “правила” написания сценария для рекламы? Чем написание рекламного сюжета, короткометражки или клипа принципиально отличается от полнометражного кино?
— Есть драматургия короткой формы, в частности, рекламной, — всегда есть задача — продать 10 тыс. памперсов, 100 тонн шипучего напитка. Вся драматургия подчинена этой задаче. А есть художественно-постановочное кино, как высказывание художника (сюда и короткий метр относится) — о мире во всем мире, о восприятии любви, об ощущении себя и мира и прочее.
— Какие сценарные клише, приемы и концепции развития рекламного сюжета существуют? Какие из них самые ходовые\любимые?
— Я учу студентов видеть и как раз такие вещи обходить стороной — это ложь, застройка, убийство творческого начала. На первом курсе ВГИКа игровой режиссуры есть задание придумать ситуацию (первые пять — отметают сразу, так как типовые ситуации, банальности приходят в голову всем). Режиссером становится тот, у кого “гений парадоксов друг” — абсурдное мышление.
— Принимает ли сценарист участие в съемочном процессе или после написания сценария его работа в проекте заканчивается?
— Когда как, иногда —да, иногда — нет.
— Сценарист и режиссер — один человек. Какие есть плюсы и минусы в такой ситуации?
— Долгий разговор. В основном, для работы режиссера — одни плюсы, так как он знает, о чем пишет, и что ставит. Эта ситуация не нравится продюсерам:).
— Какой главный совет вы можете дать начинающим сценаристам?
— Писать всегда и везде! И проявлять интерес!
На фото: Юлия Горбачевская на съемках фильма «Головокружение»