У всех нас есть возможность попасть в Хогвартс без совы и волшебной палочки. Настоящий сказочный дворец совсем рядом — в Санкт-Петербурге.
Это Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (в советские годы — Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной, «Муха»). Студенты, кстати, и нарекли это здание Хогвартсом за его роскошные интерьеры.
Центральное училище технического рисования было основано в 1876 году в Петербурге. Его создание финансировал промышленный деятель и меценат, барон Александр Людвигович фон Штиглиц.
Архитектором был знаменитый петербургский мастер Максимилиан Егорович Месмахер (позднее — первый ректор учебного заведения, возглавлявший его 20 лет). Здание музея было торжественно открыто в 1896 году, на церемонии присутствовал император Николай II с семьёй.
Для коллекции музея на международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров приобретали предметы прикладного искусства, сложившие уникальное музейное собрание. В него вошли памятники Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, а также западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства XVII и XVIII веков. Фарфор, бронза, ткани, гобелены и шпалеры, ювелирные изделия, мебель и изразцовые печи. Музей Академии Штиглица какое-то время был филиалом Эрмитажа, что тоже оставило след в его коллекции.
Снаружи музей напоминает дворец: высокие арочные окна, стеклянный купол, фронтон главного фасада украшают аллегорические фигуры основных видов изобразительного искусства. Скажем проще: здание настолько величественно и шикарно, что к его дверям приезжают на фотосессии свадебные кортежи. И это мы еще внутрь не зашли.
Готовьтесь наравне с восторгом испытать жгучее чувство зависти — тут учатся счастливчики, сдают зачеты и волнуются перед экзаменами, и все этом в настоящем храме искусства. И пусть они выходят отсюда не с дипломами магов и чародеев, но художники и дизайнеры тоже своего рода волшебники, верно? Музей строили, отчасти, как храм: здесь есть даже Папская галерея, в которой без труда узнаются интерьеры Ватиканского дворца. Перекличка с Ватиканом, кстати, начинается еще в Аванзале — это первое пространство, куда вы попадете после кассового зала, — колонны здесь из того же особого мрамора, что и в папских покоях. Не меньше впечатляет пространство «Теремок» (по мотивам московского Теремного дворца в Кремле) и Римская лестница. Вообще в тридцати двух залах музея нашли отражение почти все исторические эпохи и стили: античность, византийское, романское и готическое искусство, эпоха Ренессанса, венское, фламандское, французское и итальянское барокко.
Но по-настоящему у нас захватило дух в Итальянском, или Большом выставочном, зале. К потрясению масштабом примешивалось чувство, что где-то мы такое уже видели, что подтвердил экскурсовод: и этот зал размером с небольшую площадь, и другие помещения Академии нередко становятся локацией для киносъемок. Так, лестница зала встречается в сериале «Небесный суд» (в жизни лестница увенчана скульптурой основателя — барона Штиглица).
На атмосферность сериала сработал уникальный экспонат музея — точная копия большого фриза Пергамского алтаря, которая разместилась по периметру второго яруса Большого зала Академии. Копию делали студенты Академии, и ранее она хранилась в Эрмитаже. Оригинал находится в Пергамском музее в Берлине, но — сюрприз — увидеть шедевр эллинистического периода нельзя, так как музей закрыт до 2037 года. А в Санкт-Петербурге он доступен, и студенты по нему изучают скульптуру и античное искусство.
Попасть в музей Академии Штиглица можно только с экскурсией: записаться можно через соцсети или по телефону. Адрес: Санкт-Петербург, Соляной переулок, 13–15.
А если погода будет благоволить, после экскурсии прогуляйтесь по Летнему саду, который находится в двух шагах — возможно, после волшебных залов Музея Академии вам там привидятся единороги.