ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
Новости

Назад, в будущее. Новогодние арт-маршруты

В одну из самых недоступных усадеб Москвы теперь можно попасть с экскурсией. Построенный в 1790 году дворец Демидова расположен между двумя Басманными улицами, Старой и Новой (адрес — Новая Басманная, 26), и спустя два с лишним века почти полностью сохранил первоначальный архитектурный облик в духе раннего классицизма. На первом, хозяйственном этаже здания разместилась выставка «Будущее воспоминаний».
Владение знавало разные времена: его называли и московским Эрмитажем благодаря коллекции князя Голицина, и «Несгораемым домом» (за то, что чудом уцелел в 1812 году). Позже тут размещался сиротский приют, больница для чернорабочих, в годы Великой Отечественной — военный госпиталь, а после войны и до 2015 года — Городская клиническая больница № 6. Последнее прозвище дома — «заброшка»: больница попала под реформу здравоохранения, и здание стояло пустым, пока его не приобрела одна из девелоперских групп, в планах которой — реставрация.
Это не историческая экскурсия. Каждый экспонат только намекает на тот или иной момент из жизни усадьбы, позволяя зрителю самому провести некие параллели, додумать, «довспомнить». Первый экспонат отсылает нас к истории района — Басманной слободы. Это хлеб, который называли басман (от «басма», клеймо). Он еще пахнет. Его испекла к открытию выставки художница Серафима Красникова, которая начала печь хлеба с рисунками (басманы) во время пандемии, сделав это впоследствии арт-проектом.
Первый экспонат отсылает нас к истории района — Басманной слободы. Это хлеб, который называли басман (от «басма», клеймо)
Автор следующего экспоната художник Ян Посадский делает отсылку к уральскому металлургическому прошлому семьи Демидовых и к легенде о «доме-сейфе» — говорили, что дом уцелел в пожаре 1812 года, потому что был обшит железом. Посадский представил гравировку по металлическому листу, состарив его прямо на месте.
«Алёшенька». Ян Посадский
«Алёшенька». Ян Посадский
Стены первого этажа обнажены до кирпичной кладки. Единственное место, напоминающее о великосветском прошлом здания, — парадный вход с колоннами, чью обветшалость подчеркивают работы «Фанерный Летний сад» (Александр Шишкин-Хокусай) и «Деревянные голландские портреты» Нестора Энгельке. Последний работает в технике «топоропись»; чтобы понять, что это, стоит сходить на выставку.
«Деревянные голландские портреты» Нестора Энгельке
За поворотом раздается шум воды — это «Плоский фонтан» Вильгения Мельникова, а разместился он за окошком регистратуры, появившемся здесь в советское время.
«Плоский фонтан» Вильгения Мельникова
Переплетение разных эпох, взаимопроникновение их деталей в ткань здания подчеркивается: внезапно возникшая лестница в бесконечность, олицетворяющая христианские добродетели (работа Татьяны Баданиной), расположена в не сразу узнаваемой шахте лифта.
Работа Татьяны Баданиной
А в комнатах, напоминающих больничные палаты, все будто оставлено, как было 10–15 лет назад: забытое на спинке стула пальто, стопка пыльных книг, снятые с петель двери (Ольга и Олег Татаринцевы — инсталляция, Максим Татаринцев — звук).
Инсталляция Ольги и Олега Татаринцевых "Пока кто-то знает"
Еще несколько шагов, еще несколько экспонатов — и попадаешь в процедурный кабинет, облицованный белоснежной плиткой. На столах, подобно лабораторным пробиркам, кружатся колбы песочных часов. По задумке автора Сергея Катрана, они набираются сил, чтобы снова и снова возвращаться к своему предназначению — дарить время.
"Кристаллы времени" Сергея Катрана
Мы вернулись, сделав круг, к началу экспозиции и обратили внимание на объект из металлических прутьев. Антон Чумак создал модель каркаса здания, еще раз напомнив об уральской славе заводчиков Демидовых.
«Картина автора символизирует переход от природного хаоса к технологической геометрии. Это же произведение можно видеть и на фасаде особняка эпохи классицизма. … Оформление фасада и картина „Основание“ лишь имитируют конструктивные элементы греческих храмов. Некогда несущие колонны с пышными капителями, архитравы и сложные карнизы уже не более, чем лепной декор, украшение. И эта зыбкая ширма традиции, имитирующая прочное основание, уже готова разрушиться под натиском неизбежного обновления», — пишут организаторы.
Антон Чумак. "Основание"
Антон Чумак. "Основание"
Увидеть выставку можно до 25 апреля и только с экскурсией, бесплатно, по регистрации.