И снова лето — пора цветочных ароматов, легких платьев, изящных туфелек, освежающих коктейлей, джаза на верандах, газовых шарфиков, развевающихся над кабриолетами. Настроиться на летнюю волну вам, безусловно, поможет экспозиция «Упакованные грезы. Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева», посвященная моде Европы и Америки 1920-х — начала 1930-х гг. Выставка, где платья, обувь и аксессуары ручной работы соседствуют с шедеврами из коллекции музея, проходит в Санкт-Петербурге, в Манеже Малого Эрмитажа с 30 апреля по 7 сентября 2025 г.
«Всегда было ощущение, что Россия проскочила мимо эпохи ар-деко. Эта выставка показывает, что не совсем. У нас есть отличные коллекции, а через их призму можно узнать мотивы этого интересного стиля и в отечественной культуре, и в архитектуре, и в кино. Еще один знак полезности музейной науки», — сказал Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.


Куратором проекта стала Нина Тарасова, заведующая Сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры музея, а за оформление отвечают замечательные театральные художники Юрий Сучков и Эмиль Капелюш, чьими именами отмечены многие яркие выставочные проекты последних лет. Выставка подготовлена Эрмитажем при участии коллекции Назима Мустафаева (Санкт-Петербург), Музея техники Вадима Задорожного (Москва) и собраний частных коллекционеров.




Выставка в Эрмитаже переносит нас в эпоху между двумя мировыми войнами. Благодаря уникальным произведениям искусства из коллекции Эрмитажа (здесь работы Анри Матисса, Эрте, Сони Делоне, Рауля Дюфи, Фернана Леже), а также тщательно составленной хронологии главных вех эпохи, посетитель выставки со всей остротой ощущает: блеск и роскошь «ревущих двадцатых» были попыткой людей забыть об ужасах Первой мировой войны и заглушить в себе предчувствие надвигающейся — и куда более страшной — катастрофы.


Среди ярких цитат, вплетенных в канву экспозиции, особенно запоминаются слова Фрэнсиса Скотта Фицджеральда: «Я вообще живу не раздумывая, поэтому мне всегда весело». Вторит автору «Великого Гэтсби» его коллега Дороти Паркер: «Люди устраивают вечеринки, чтобы забыть, что им некуда идти после них». Атмосферу мира грез, где люди искали спасения от реальности, создают легендарные обложки Эрте для журнала Harper’s Bazaar, а также киноафиши 1920-х гг. из коллекции печатной графики Эрмитажа. Завершает выставку триптих Генриха Эмзена «Борьба и смерть товарища Эгльгофера» (1931 — 1933), запечатлевший страшные события в Германии начала 1930-х, когда к власти пришел Гитлер. Так на смену блеску и роскоши приходят «страх и отчаяние», говоря словами великого Бертольта Брехта. Очень важно, что экспозиция в Эрмитаже фиксирует и этот трагический поворот.
Текст и фото: Анна Шульгат