Мозаики Анастасии Денеш, преподавателя курса «Основы мозаики», украшают соборы в Калининграде, Белграде и на Афоне. Для художника смальта — это живая, дышащая светом субстанция. В интервью Анастасия делится опытом погружения в мир, где из тысячи фрагментов рождается целое.
Курс «Основы мозаики. Вводный курс»
— Как Вы начали заниматься мозаикой?
— Заниматься мозаикой я начала весьма неожиданно. Я была студенткой 3 курса живописного отделения монументальной живописи в Суриковском институте, когда приехала с однокурсником в мастерскую Александра Корноухова, чтобы показать учебные композиции. Это был 2003 год, и Александр Давыдович вёл композицию в нашем институте.
Ступив на порог его мастерской, я сразу почувствовала, что именно так мне хочется «чувствовать» монументальные техники: мозаику, фреску. Для меня приоткрылась дверь в мир глубокого переживания материала, его жизни, а не просто создания изображения в определённых техниках. Я поясню: каждый фрагмент работ в мастерской Александра Давыдовича был частью архитектуры, и это сразу запало мне в душу.
В дальнейшем Александр Давыдович предложил мне участвовать в его проектах, помогать и работать в мастерской. Собственно, этот момент стал для меня отправной точкой, началом моего собственного пути в этой области.
— Что Вас привлекает в искусстве мозаики, какие ее черты? Что отличает мозаику от других искусств, на Ваш взгляд?
— Мозаика — это ни на что не похожая техника, потому что завораживает и сам процесс, и то, что мы видим в итоге; она как бы заставляет зрителя надолго задерживаться на изображении.
Расскажу подробнее: мозаика — это изображение из кусочков (тессер) цветной смальты или камня. Но собрать из этих кусочков целое — это непростая задача. Соберётся ли моя мозаика в нечто целое, единое и гармоничное для восприятия? И как это сделать чисто технически? Перед начинающим мозаичистом всегда стоит вопрос: как делается мозаика и с чего надо начать, чтобы в итоге получилось именно то, что задумал автор.
Лично меня привлекает в мозаике её «непостоянство». Мозаика напрямую зависит от освещения, в ней есть своё взаимодействие цвета и света. Свет, отражаясь в смальте, даёт нам тот цвет, который мы видим. Художник, чувствуя эту связь, сам решает и выбирает материалы, исходя из конкретного контекста. А контексты бывают разными: где будет расположена мозаика, чему она посвящена, служит ли она частью пола, предмета, вставкой в интерьере или ещё чем-нибудь — всё это важно при выборе первоначальной цветовой гаммы.
Далее, можно сказать, что мозаика может быть искусством импровизации, и это тоже очень интересно. Она дарит невероятное чувство свободы и одновременно ощущение прикосновения к чему-то первозданному, ведь ты имеешь дело с «живыми» камнями.
— Какие из проектов, в которых Вы принимали участие, были особенно запоминающимися?
— Многие мои работы связаны с церковной архитектурой. Таким образом, появились мозаики в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево, где также под моим руководством была создана отдельная самостоятельная бригада из прихожан храма.
Я участвовала в создании мозаик для алтаря главного собора Калининграда, а также для различных монастырей России и Афона. Кроме того, я занималась центральными образами храма Святого Саввы Сербского в Белграде, выступая в качестве одного из бригадиров масштабного проекта мозаичного убранства от Российской академии художеств, который возглавлял академик РАХ Н.А. Мухин.
Областью моих интересов является и сохранение наследия великих мастеров прошлого. Я руководила реставрацией часовни-усыпальницы Прохоровых в Новодевичьем монастыре Москвы, где авторами оригинальных мозаик была знаменитая мастерская братьев Фроловых, а также реставрацией других мозаик их работы. Это очень интересный период развития отечественной мозаики.
На протяжении многих лет, начиная с 2006 года и по сей день, я с огромной любовью занимаюсь обучением детей искусству мозаики. Дети, включая самых младших, умеют творить, придумывать и создавать что-то новое по-настоящему мастерски. Это не перестаёт меня удивлять, вдохновлять и творчески поддерживать.
Я веду мозаичные абонементы в Государственной Третьяковской галерее, где у моих учеников есть уникальная возможность учиться у наших классиков, непосредственно знакомясь с экспозицией музея.
— Что нужно для того чтобы заниматься мозаикой? Советы начинающим
— Для того чтобы заниматься мозаикой, на мой взгляд, необходимо только желание и интерес к этой технике.
