Новости

Правила интервью. Сергей Чебатков

Три совета интервьюеру от культуролога, журналиста Сергея Чебаткова

Подробнее о том, как брать интервью у представителей культуры и искусства, мы поговорим на курсе «Информационное продвижение событий в сфере культуры».

Интервью является сегодня одним из самых популярных видов информационного контента. Интервью вы можете разместить где угодно — на своем сайте, в соцсетях, мессенджерах. Интервью ваши читатели будут доверять больше, потому что мы подсознательно больше верим тому, кто непосредственно является источником новости, а не тому, кто эту новость интерпретирует. Хотя, конечно, не всегда это дословно переданные слова спикера, а во многом, в первую очередь, работа журналиста, редакторская работа. Об этом более подробно мы говорим на нашем курсе.

Интервью совершенно универсальный формат, и оно работает по определенным законам, которые уместны и в культуре, и в бизнесе, и в технологиях. Я хотел бы рассказать о нескольких удачных способах ведения интервью на примере беседы с человеком из сферы бизнеса.

Совет первый

Задавайте как можно больше открытых вопросов

Человеческий мозг функционирует по принципу максимальной экономии энергии. Это значит, что вас собеседник, если он не увлечен беседой, будет инстинктивно искать самый короткий ответ на заданный вами вопрос, то есть «да» или «нет». Чтоб лишить его возможности ответить таким образом и не прекратить вашу беседу досрочно, задавайте ему открытые вопросы — вопросы, которые обычно начинаются с вопросительных слов и не дают ответить на них односложно, например, «как», «почему», «каким образом». Давайте представим, что вы пригласили в студию молодого предпринимателя, открывшего магазин по продаже воздушных шариков и вы хотите узнать у него почему он решил начать именно этот бизнес.

Сравните два варианта вопроса.

— Идея создать бизнес с воздушными шариками принадлежит вам самому?
Собеседник скорее всего ответит «да» или «нет», и вам придется задавать ему уточняющий вопрос, чтоб беседа не провисла.

— Как родилась идея вашего бизнеса?
Тут собеседнику волей-неволей что-то придется вам рассказать, и вы избежите уточняющих вопросов, которые перегружают интервью и снижают это темп и динамику.
Закрытые вопросы, то есть вопросы, на которые скорее всего ответят однозначно, лучше всего задавать если вы хотите выяснить для себя неоспоримость какого-либо факта.

Например:

— Ваша жена помогает вам в бизнесе?
Тут вполне может быть уместен ответ «да» или «нет».

Совет второй

Просите вашего собеседника

Просьба собеседника является по сути одной из форм открытого вопроса. Как и в случае с открытым вопросом, здесь следует избегать представления вашему гостю даже потенциальной возможности ответить однозначно.

Сравните два варианта просьбы

— Можете ли вы рассказать о трудностях с которыми вы столкнулись в самом начале вашей работы?
Скорее всего собеседник начнет говорить о трудностях. Но может сказать – в принципе могу, а надо ли. И вы опять утратите динамичность вашего диалога.

— Расскажите пожалуйста о трудностях, с которыми вы столкнулись в самом начале открытия вашего бизнеса.
В этом случае вероятность развернутого ответа со стороны вашего гостя увеличивается в разы.

Совет третий

Для поднятия скользких тем используйте непрямые вопросы.

Представим ситуацию, что ваш собеседник торговец воздушными шариками очутился в центре скандала – партия его товара оказалась бракованной, и в интернете появилось много жалоб от покупателей. Естественно, что вы хотите выяснить у гостя, что произошло. Очевидно, что эта тема для вашего собеседника крайне больная и любое упоминание о ней вызовет негативную реакцию с его стороны. Но, как говорится, истина дороже. И ваша задача не исключить неприятный вопрос из интервью вовсе, но сделать так, чтоб негатив не коснулся вашей персоны, и вы расстались с гостей друзьями. Для этого существуют непрямые вопросы, которые позволяют перенести ответственность за причиненный собеседнику дискомфорт с вас на некую абстрактную третью сторону.

Сравните два варианта вопроса.

— Как получилось, что вы продали людям бракованные воздушные шары?
Всё, ваш гость ощетинился и затаил к вам неприязнь, так как вы задали вопрос от первого лица – теперь вы источник всех неприятных эмоций, связанных с ответом на него. После такого вопроса дружеская обстановка неформального общения будет скорее всего разрушена.

— В сети появились жалобы от ваших покупателей, которые утверждают, что вы продали им некачественные шарики. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?
Это классический непрямой вопрос, где всю ответственность за неприятные ощущения вашего собеседника вы перекладываете с себя на абстрактных пользователей сети. В этом случае вы лишь невинная жертва обстоятельств, которая вместе с гостем осуждает своих покупателей. Сама мягкость формулировки вопроса предоставит вашему собеседнику возможность оправдаться, сохранив свое лицо, а вам не утратить позитивный эмоциональный контакт с гостем до самого конца вашего разговора.

Более подробно о том, как брать интервью поговорим на моем будущем курсе.

Информационное продвижение событий в сфере культуры Как писать тексты об искусстве
Made on
Tilda