Новости

Основано на реальных событиях: саспенс для зрителя или манипуляция историей?

Виолетта Эвалльё — автор курса «Искусство кино: экранизации, адаптации, ремейки» — об эстетике документальности и ее симуляции в игровом кинематографе.

Эстетика документальности и ее симуляции довольно четко прослеживается в игровом кинематографе, что, на мой взгляд, связано не только с потребностью в фиксации «реальности», но с потребностью отразить узнаваемую повседневную среду в художественном пространстве. Так, в кинематографе перестроечного периода (например, в фильмах Киры Муратовой), в поиске связей с действительностью, кинокамера обнаруживает упадок и разрушения в самой физической материи: рассыпающиеся здания, зияющие пустыми глазницами окон, вещи сломанные и нефункциональные, сваленные в кучи на улицах, на полках, рваные и грязные. Все это словно кинохроника тотального упадка советской системы.

«Три истории», режиссер Кира Муратова, 1997

Важно разделять жанры документальный и художественный, но основанный на реальных событиях. В первом случае мы можем столкнуться с интересной авторской интерпретацией привычной реальности, в другом — ощутить «радость узнавания», за которую ратовал еще Аристотель. Однако чаще в фокусе внимания кинематографа оказываются драматические события, занявшие первые полосы новостных изданий и лент. В этом случае «радость узнавания» трансформируется скорее в ужас перед опасностями окружающего мира, что щекочет нервы и открывает бездны бессознательного. Уровень сопереживания герою, героям экранизаций реальных событий тем самым возрастает (например, «Дело храбрых» 2017, «127 часов» 2010), равно как и саспенс всех драматургических перипетий. При этом финал (будь он положительный или трагический) как таковой не влияет на эмоциональный отклик зрителей.

«Дело храбрых», режиссёр Джозеф Косински, 2017

«127 часов», режиссёр Дэнни Бойл, 2010


К слову, художественной интерпретации подвергаются и изначальная история, но степень деформации зависит от потенциальной коммерческой составляющей и собственно «нерва» истории (например, «Ветреная река» 2017). 


«Ветреная река», режиссёр Тейлор Шеридан, 2017

Чаще всего в фокусе внимания оказывается одна и та же фабула, достойная сцены древнегреческого театра, но с ренессансными нотками: о силе человеческого духа, способного противостоять року.

Искусство кино: экранизации, адаптации, ремейки (10 сентября – 08 октября)