На курсе «Семантика орнамента» в ХПМТ искусствовед, художник, ювелир Мария Дидрих будет рассказывать об истории орнамента от Неолита до Нового времени. Перед началом занятий мы попросили ее прокомментировать несколько «неисторических» будничных орнаментальных вещей, которые попадутся ей по дороге.
В современном мире орнамент сопровождает человека каждый день и прочно сливается с окружающей действительностью без необходимости его семантического обозначения. Но если вы научитесь замечать и «считывать» орнамент, окружающих мир станет намного интереснее.
Научиться «считывать» орнамент, видеть его базовое смысловое значение и соотносить с конкретной культурной эпохой будет, как минимум, интересно, а для дизайнеров, искусствоведов и людей, профессионально занимающихся искусством, очень полезно.
Орнаменты окружают нас повсюду. Там, где мы привыкли их видеть — на фасадах зданий, столовой посуде, текстиле, металле. И там, где встретить их не ожидаешь — на типовых хрущёвках, подошве обуви, на лепешках, которые ежедневно покупаешь в пекарне по дороге на работу.
Главным критерием советской постройки после 1955 года стала экономичность и строгая функциональность, важно было обеспечить население жильем. Поэтому фасады типовых панельных домов не отличались выразительностью: вдоль и поперек их пересекают стыковочные швы — места соединения плит. Но даже в этих постройках строителям удавалось добавить декор, придать дому индивидуальность — в нашем случае на фасаде 9-этажного панельного дома 1967 года размещен геометрический орнамент, отсылающий нас к русской народной вышивке.
Если вы зимой внимательно смотрите под ноги, то обязательно заметите, что узоры подошвы демонстрирует основные орнаментальные композиции, устоявшиеся еще в Древнем Египте — линейную и коврово-шахматную. Геометрический орнамент — декор, состоящий из простых геометрических фигур – относится к самому древнему и распространенному, в том числе и в наше время.
Косметичка с орнаментом «Булка» — четкость ритма и графичность линий этого принта отсылает нас к произведениям месопотамской культуры с их любовью к вертикальным аркадам и зигзагу.
Узбекские лепешки — яркий пример использования базового солярного знака — солнечной розетки, так называемого цветка, рождающего солнце — символа, отраженного в базисе всех древнейших цивилизаций. Орнамент на узбекскую лепешку наносится с помощью чекича — специального приспособления с игольчатыми насадками. В лепешке из этой пекарни комбинируются сразу два штампа, первый отпечатывает общий круг, второй штамп наносится в середину — и лепешка отправляется в тандыр.
Как рассказали в пекарне, чекичи для этих лепешек привезли специально из Узбекистана, но их можно купить и в Москве, заказать в онлайн-магазинах с тем узором, который вам больше понравится.
Керамическая розетка (сувенир из Кисловодска) с цветочным рельефным орнаментом напоминает пятиконечные цветы (звезды) в росписях крито-минойской керамики Камарес.
Керамическая розетка (сувенир из Кисловодска) с цветочным рельефным орнаментом напоминает пятиконечные цветы (звезды) в росписях крито-минойской керамики Камарес.
На курсе Марии Дидрих «Семантика орнамента» мы проследим этапы развития орнамента, изучая не только художественные аспекты разных культур, но и раскрывая смысловое содержание орнаментальных образов, мотивов и композиций. Это позволит расширить ваше восприятие декоративного искусства в контексте генезиса человеческой цивилизации, углубить знания истории искусств с позиции специфичности сознания каждой эпохи.