ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
Новости

Все смешалось в Доме Ростовых

Орлы на печных изразцах, князья, французские бароны, советские писатели, художники, искусствоведы, века и литературные фантазии — все смешалось в Доме Ростовых...
Курс-практикум Художественная керамика: изготовление, восстановление, консервация
Эта история началась на литературном вечере в Ассоциации союзов писателей и издателей России (АСПИР) в доме на Поварской. Здесь проходила презентации поэтической книги «Б.Е. Долагин. Сочинения» (читать — «бедолагин»). И если тайна этих сочинений раскрылась сразу (Б.Е. Долагин — гетероним поэта Александра Тимофеевского, знаменитого по песенке крокодила Гены), то о старой московской усадьбе, где проходил вечер, тогда мы знали только то, что ее называют «Домом Ростовых». Твердо в этом никто не уверен, но как будто Толстой, который часто посещал этот дом, описал его в романе «Война и мир». Совершенно случайно забавные орлы на печных изразцах в кабинете особняка заставили узнать об этом месте намного больше.
Презентация книги А. Тимофеевского «Б.Е. Долагин. Сочинения». 10 апреля 2024 года / Фото: АСПИР

Орлы с «наэлектризованными» хвостами красовались на стене «в сенях» приемной АСПИРа — от пола до потолка. Не думать о них было невозможно, спросить — не у кого. Распутывать клубок событий начала Наталья Григорьевна Дьякова, вдова поэта А. Тимофеевского и его литературный секретарь. Она вспомнила, что на фронтоне здания есть герб, на гербе — орлы, и предположила, что орлы на изразцах гербовые.

При ближайшем рассмотрении сходство оказалось очевидным: орлы на гербе выглядят намного солиднее, но по вытянутому силуэту они схожи. Горизонтальные линии и цветы на изразцах не оставили сомнений — орлы на печные изразцы прилетели с семейного герба владельцев дома.
Вид из кабинета приемной АСПИРа на изразцовую печь
Семейный герб Боде-Колычёвых на фронтоне фасада здания, 2024 год. Москва, Поварская улица, дом 52/55

Владельцев оказалось много. В 1756 году небольшую усадьбу построил здесь подпоручик Иван Иванович Воронцов-Вельяминов, в 1770-х годах особняк был продан князьям Долгоруковым и перестроен ими, в 1853 году дом приобрёл у Долгоруковых их родственник барон Михаил Львович Боде-Колычёв.

Семейный герб Боде-Колычёвых до сих пор на фронтоне здания: левая часть — от русского боярского рода Колычёвых, а правая, на которой и изображены орлы, восходит к французской дворянской фамилии Боде. Михаил Львович Боде-Колычёв — историк, археолог, коллекционер — был потомком этих французских аристократов, эмигрировавших в Российскую империю.
Экслибрис барона М.Л. Боде. Изображен герб рода баронов Боде: в овальном четырехчастном щите: в верхней левой части пояс и две розы, в верхней правой и левой нижней орел с лентой в лапах, в правой нижней пояс и три розы; щит под баронской короной, с нашлемником орлом. Под гербом лента с девизом: "Diex le volt." (Так хочет Бог) / Электронекрасовка
Больше никакой информации о печных изразцах в Доме Ростовых мы не нашли. Интернет молчал, поиск по картинкам не выдавал ничего похожего на наших орлов. На этом, скорее всего, мы бы и остановились, если бы не д. ист. н., к. иск., доцент кафедры музеологии РГГУ Светлана Баранова.

Светлана Измайловна читает в школе ХПМТ курс «Порядок формирования, учета, сохранения и использования музейного фонда», но мы знаем что главным ее «хранительским» интересом всегда была русская архитектурная керамика.
Светлана Баранова, д. ист. н., к. иск., доцент кафедры музеологии РГГУ. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (1998), лауреат Макариевской премии (2007), лауреат Забелинской премии (2012). Главный научный сотрудник РГГУ. Изучает музееведение, консервацию и реставрацию историко-культурных объектов, архитектуру, керамические строительные материалы.

Мы показали Светлане Измайловне фотографии и спросили, есть ли какая-то научная документация, где можно найти упоминание об этих изразцах и времени их изготовления. Она показала нам каталог акварельных рисунков изразцов и изразцовых печей известного исследователя С.А. Маслиха.

В альбоме Маслиха «Русское изразцовое искусство XV–XIX веков» более 300 изображений изразцов из восьмидесяти городов и исторических центров России. Там же мы нашли и нашу печь, которая оказалась одной из всего двух сохранившихся печей XIX века, облицованных «на заказ», — в России XIX века производство художественных изразцов уже практически «вымерло»
«Большинство изразцовых печей XIX века часто носили утилитарный характер. Только в богатых особняках выкладывались печи, выполняемые по индивидуальным заказам, к которым предъявлялись художественные требования. Одна из таких печей (291) была в московском жилом доме, откуда ее перевезли в Музей-заповедник «Коломенское». Характер рисунков облицовки позволяет датировать ее изготовление 40-ми годами XIX века.

Другая печь (297) находится в бывшем особняке Соллоrуба на улице Воровского в Москве. Рисунок на изразцах этой печи является частью герба владельца дома, что подтверждает их изготовление по индивидуальному заказу. Печь может быть датирована серединой XIX века.

В своих поздних изделиях мастера-изразечники вновь переходят на одноцветную синюю роспись по белому фону (303-305). В последней четверти века эта роспись приобретает очень упрощенный характер (306-308), а вскоре и совсем пропадает».
С.А.Маслих называет усадьбу Боде-Колычёвых особняком Соллогуба, потому что после смерти Михаила Львовича Боде-Колычёва в 1888 году усадьба перешла по наследству к его зятю — художнику Фёдору Соллогубу. В 1914-1915 году по заказу Натальи Михайловны Соллогуб архитектор Евгений Васильевич Шервинский реставрировал этот дом и после работы произвел фотофиксацию интерьеров и экстерьеров. Благодаря архиву архитектора, выложенному на Рastvu.com, сегодня мы можем увидеть как выглядела усадьба до революции.
Барский дом на Поварской улице гр. Соллогуба. 1880-1912, Нижняя дата условная / Pastvu.com
Слева: вид на кабинет Соллогуба (бывший кабинет Боде-Колычёвых) от гербовой изразцовой печи, 1915 год, архив Шервинский / Pastvu.com, загружено ArchitectorS. Справа: то же место в 2024 (от изразцовой печи на кабинет приёмной АСПИРа)

После Октябрьской революции дом стал дворцом искусств, в котором выступали Александр Блок, Сергей Есенин, Борис Пастернак и другие поэты, затем Высшим литературно-художественным институтом во главе с Валерием Брюсовым, а с 1933 года здесь разместилось правление Союза писателей СССР. Кстати, улица Поварская, на которой стоит особняк, в советское время называлась улицей Воровского (о чем мы, будучи диковатыми немосквичами, узнали из разговора двух поэтов, вызывавших такси после презентации книги Тимофеевского, поэтому упоминание Маслихом «особняка Соллоrуба на улице Воровского» не поставило нас в тупик).

После распада СССР в 1991 году Союз писателей СССР разделился на множество организаций в различных странах постсоветского пространства. Основным преемником СП СССР в России и СНГ стало Международное содружество писательских союзов, которым долгое время руководил Сергей Михалков.

На, посвященном 110-летию Михалкова вечере, который состоялся в Доме Ростовых в марте 2023 года, гостям предложили заглянуть в кабинет писателя.
Гости вечера, посвященного 110-летию Сергея Михалкова в бывшем кабинете Михалкова, 2023 год / АСПИР. Прямо по центру, за экскурсоводом — «королевский» камин М.Боде-Колычёва, который во второй половине XIX века перевезли из петербургского дома Боде в Москву. Этот же камин можно увидеть на фотографии начала XX века, когда усадьбой владели Соллогубы.
Камин историка М. Боде-Колычева в кабинете усадьбы, 1915. Из семейного архива Шервинских / Pastvu.com, загружено ArchitectorS
Фотография Сергея Михалкова на камине М. Боде-Колычева в кабинете усадьбы, 2024 год
Узнать, кто делал гербовые изразцы и по чьему заказу, нам, конечно, не удалось. Датировка изразцовой печи в особняке на Поварской, данная Маслихом, — середина XIX века — довольно расплывчата. Но орлы на изразцах Дома Ростовых (который, возможно, и не Дом Ростовых) провели нас через почти четыре века истории, спрессованной в пространстве усадьбы.
Курс Художественная керамика: изготовление, восстановление, консервация
Курс Светланы Барановой Порядок формирования, учета, сохранения и использования музейного фонда
Музейные фонды