ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
Новости

Живопись а-ля натура

Впервые жанровые сцены из крестьянской жизни появились в русской живописи в легких как дыхание, спокойных, идиллических картинах Алексея Гавриловича Венецианова. Специалист в области русского искусства Нина Евгеньевна Секачева, которая читает нашим слушателям курс по русскому искусству Нового времени, увлекательно рассказывает о живописи Венецианова. Позволим себе процитировать небольшой отрывок из ее лекции.

Курс стартурет 19 ноября. Регистрация 

— В 1819 году Алексей Венецианов оставляет службу, уезжает в купленное имение Сафонково и посвящает себя живописи. Художник утверждает, что не нужно писать а-ля Рембрандт или Рубенс, а нужно обратиться к натуре. На его полотнах — жизнь крестьян Тверской губернии. В тот момент живопись Венецианова оказывается чуждым элементом в академической иерархии жанров — бытовая живопись считалась более низкой в сравнении с романтическим изображением деяний героев античности или княжеской Руси. Чтобы утвердить важность и самостоятельность бытового жанра, Венецианов открывает свою собственную художественную школу. И тогда «живопись а-ля натура» складывается в новаторскую систему образования.

В Академии художеств обучение начиналось с копирования — сначала ученики срисовывали однофигурные гравюры, затем слепки античных фигур; класс же живописи с натуры венчал академическое образование. Натурщики позировали в специальном амфитеатре в позах античных персонажей. Кучер Кузьма или истопник Иван (доступная художникам натура) представляли умирающего галла или боргезского борца.

В школе Венецианова все было ровно наоборот: венециановские ученики сразу начинали рисовать с натуры — сначала простейшие предметы: клубки, мотки пряжи, утварь, после приступали к портретам. Центральным же курсом был перспективный класс — изображение внутренности комнат: и предметов, и людей. Отрабатывалась и световоздушная и линейная перспективы. В венециановской школе за 20 лет прошли обучение свыше 70 человек.

Так, благодаря стараниям Венецианова в русской живописи, установился и распространился бытовой и интерьерный жанр.

История русского искусства Нового времени