До 11 мая в новом музейном корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной можно посмотреть большую выставку работ Виктора Попкова.
Оценить новый корпус Третьяковки сейчас в полной мере не получится: открыт только первый этаж музея, верхние этажи на переэкспозиции. Поэтому впечатление от здания строятся вокруг выставки Попкова — и она хороша.
Получат удовольствие и те, кому давно известен этот художник, и люди, впервые с ним познакомившиеся. Для тех, кто отдаленно знаком с его творчеством (как мы, например) советуем не пугаться заранее, не думать, что вас ждут только залы «суровой» живописи.
Получат удовольствие и те, кому давно известен этот художник, и люди, впервые с ним познакомившиеся. Для тех, кто отдаленно знаком с его творчеством (как мы, например) советуем не пугаться заранее, не думать, что вас ждут только залы «суровой» живописи.
Виктор Попков не мрачный, он очень разный. И знакомство с ним ощущается как разговор: разговор с человеком ясно мыслящим, думающим, внимательным, умеющим по своему, не шаблонными фразами, формулировать свою точку зрения, — только суть этого высказывания не в словах, а в образах.

Для «знающих» видеть такое количество работ — большое везение. Попков, разумеется, считывается и в каталогах, но теряет половину силы. Уменьшенные и поблекшие на печати, какой бы хорошей она ни была, его картины теряют живую энергию. Похожие ощущения от работ его современника — Георгия Нисского. И так же как «реализм» Нисского, «реализм» Попкова обманчив — люди, колхозы, стройки, земля собираются в нереальном, вымышленном, утопическом, очень личном для художников мире.

Вместе с законченными станковыми картинами на выставке представлены эскизы работ. Наблюдать, как Попков думал, собирал своё «чистое высказывание» тоже очень интересно. Например, можно увидеть, как расходящиеся два лебедя на ковре за фигурой бабушки в эскизах к картине «Развод. Светлана, мама, папа и бабушка» в конечном варианте заменяются художником на лоскутное полотно.


В карандашных эскизах виден почерк художника. Акцентные места дорабатываются, а остальная композиция собирается лёгкими быстрыми линиями, они остаются в набросках открытыми для зрителей. Эскизы гораздо интимнее картин — открыта кухня художника и можно оценить его мастерство.



Экспозиционно выставка прекрасно собрана: свободно, есть пространство между секторами. Стены (фон для картин) — от свинцового серого до нейтрального светлого серого — не мешают видеть картины, и в то же время разный тон отделяет одну часть экспозиции от другой. Экспликации к работам аккуратны и информативны.

На выставке проявилось странное ощущение, разумеется, субъективное: люди в зале словно беспрепятственно входили в некоторые картины, дописывались в них, как отсутствующий первый план. Возможно, этот эффект наиболее заметен именно на тех картинах, где фигуры даны фронтально, в полный рост, и отделены от фона, как будто стоят на невидимой сцене, а за ними видны декорации. Эти образы не вписаны, не слиты с пространством внутри картины, они легко отделяются и объединяются со зрителями в зале.
Но, возможно, нам это только показалось... :)