ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Будьте в курсе — старт курсов школы
Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
История
западноевропейского
театра
История искусства
Курс «История западноевропейского театра» посвящен основным историческим периодам развития театра от Античности до ХХI века.

Вы узнаете о многовековой истории театра и познакомитесь с творчеством великих артистов, режиссеров и драматургов; сможете понимать особенность и своеобразие различных видов, жанров и стилей в развитии театрального искусства.
Курс рассчитан не только на театроведов, культурологов и искусствоведов, но может быть полезен самой широкой аудитории, заинтересованной в театральном искусстве.
Выдаваемые документы
Курс «История западноевропейского театра» — дополнительная образовательная программа
Курс ведет
Театровед
Когут Нелли
Программа курса
60 академических часов: из них 48 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
1
[ Тема 1 ] Античный театр
Возникновение театра в Древней Греции. Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Эволюция жанра трагедии. Политическая сатира и обличительный характер комедии Аристофана. Трактат Аристотеля «Поэтика» как систематическое изложение теории поэтического искусства. Менандр как лучший выразитель эллинистического гуманизма. Зрелищная культура Древнего Рима. Первые римские драматурги. Комедии Плавта, Теренция. Основные жанры древнеримского театра. Организация театральных представлений. Витрувий о плане римского театра.
2
[ Тема 2 ] Театр Средневековья
Искусство гистрионов. Карнавальная культура. Зарождение светского театра. Миракль, мистерия, моралите, фарс как основные жанры. Куртуазная культура. Трубадуры, труверы, миннезингеры.
3
[ Тема 3 ] Театр эпохи Возрождения. Италия
Значение Ренессанса как начала новой исторической эпохи. Его основные идеи и особенности. Два направления в итальянской театральной культуре эпохи Возрождения: учено-гуманистический театр и комедия дель арте. «Ученая комедия». Жанры итальянской драматургии эпохи Возрождения. Трагедия. Пастораль.
4
[ Тема 4 ] Театр эпохи Возрождения. Англия
Предшественники Шекспира – «университетские умы». Периоды творчества Шекспира и жанровое многообразие его творчества. Театральная деятельность Шекспира. Особенности устройства и актеры театра «Глобус». Сценическая эстетика спектаклей.
5
[ Тема 5 ] Театр эпохи Возрождения. Испания
«Золотой век» испанского театра. Основные черты испанского театра. Реконкиста и ее влияние на формирование героического склада испанской народной культуры. Драматурги: Сервантес, Лопе де Вега, Тирсо де Молина, П.Кальдерон.

6
[ Тема 6 ] Французская классицистская трагедия
Абсолютизм, рационализм и классицизм — три «кита» французской общественной и культурной жизни XVII в. «Бургундский отель» XVI - начала XVII вв. Стиль актерской игры и декорационное искусство. Становление классицистского театра. Творчество Пьера Корнеля. Жан Расин как драматург, постановщик и театральный педагог. Эстетика классицистского спектакля во второй половине XVII в.
7
[ Тема 7 ] Французская классицистская комедия
Театральная деятельность Жана-Батиста Мольера. Мольер как родоначальник мировой комедиографии, создатель «высокой комедии», сатирической комедии и комедии характеров.
8
[ Тема 8 ] Театр эпохи Просвещения. Англия
Английский театр XVIII в. Исторические условия развития и особенности Просвещения в Англии. Наличие двух течений в драматургии: сатирическая комедия (Г. Фильдинг, Д. Гей) и сентиментальная, нравоучительная пьеса («мещанская драма» или «слезная комедия»). Драматургия Ричарда Бринсли Шеридана. Творчество Дэвида Гаррика. Гаррик — актер новатор. Гаррик — интерпретатор Шекспира.
9
[ Тема 9 ] Театр эпохи Просвещения. Франция
Французский театр в XVIII в. Драматургия и театральная деятельность Вольтера. Политическая проблематика и просветительские идеи. Театрально-эстетические идеи Дени Дидро: обоснование им жанра "мещанской драмы" и "Парадокс об актере". Дидро как создатель театральной теории просветительского реализма. Теория «общественных положений» как выражение реалистических устремлений Дидро. Дидро как теоретик актерского творчества. Театральная деятельность Бомарше. Этапные фигуры развития искусства французских актеров-просветителей: Мишель Барон, Мари Дюмениль, Ипполита Клерон, Анри Луи Лекен, Жан Ларив, их усилия по реализации просветительской реформы театрального организма и искусства сцены. Типологическая характеристика старейшего театра Европы — парижской «Комедии Франсез».
10
[ Тема 10 ] Театр эпохи Просвещения. Германия
Формирование немецкого театра XVIII в. Драматургия и театрально-критическая деятельность Г.Э. Лессинга. Драматургия И.В. Гете. Драматургия Фридриха Шиллера и его театральная деятельность. Реформаторская деятельность актера-просветителя Шредера.
11
[ Тема 11 ] Театр эпохи Просвещения. Италия
Просветительская реформа в итальянском театре. Успехи оперного театра и верность зрителей итальянской комедии масок. Гольдони как реформатор комедии масок, создатель итальянской национальной литературной комедии. Критика Гольдони Гоцци, театральная полемика между ними. Гоцци как создатель сказок для театра — «фьяб». Актерское искусство Италии в XVIII веке. Теодора Риччи. Антонио Сакки.

12
[ Тема 12 ] Европейский театр первой половины ХIХ века
Франция. Французский театр на рубеже XVIII – XIX вв. романтическое мироощущение как реакция на Великую французскую буржуазную революцию 1789 г. и ее итоги. Творчество Франсуа-Жозефа Тальма. Драматургия революционного классицизма. Трагедия «Карл IX» М.-Ж. Шенье. Декрет о свободе театров (1791). Театральные манифесты 1820-х гг. и борьба за романтический театр. Французская романтическая драма (Виктор Гюго, Александр Дюма-отец, Альфред де Мюссе). Творчество П. Мериме.

Мелодрама и водевиль. Бульварные театры и особенности их деятельности. Разрыв между театром и литературой: школа «хорошо сделанной пьесы»; развлекательное и буржуазно-охранительное творчество Э. Скриба, Э. Ожье, В. Сарду. Водевиль, Э. Лабиша как попытка развить критические мотивы.

Творчество крупнейших актеров французского романтического театра (Пьер Бокаж, Мари Дорваль, Фредерик Леметр).

Великобритания. Джордж Гордон Байрон театр. Основные тенденции актерского искусства. Творчество Эдмунда Кина. Режиссерская деятельность Чарльза Кина.

Германия. Возникновение и эволюция романтического театра в Германии. Драматургия, театрально-эстетические идеи и режиссерская деятельность Людвига Тика, Генриха фон Клейста, Э.-Т.-А. Гофмана. Специфика актерского искусства в романтическом театре. Немецкая постромантическая драма (Георг Бюхнер). Немецкие актеры-романтики (Иоганн-Фридрих Флекк, Людвиг Девриент).
13
[ Тема 13 ] Европейский театр первой половины ХIХ века
Европейский театр второй половины ХIХ века

Италия. Итальянский театр эпохи Рисорджименто. Великие итальянские трагики. А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини как представители «школы Г Модена». Значение их искусства в развитии реалистического театра. Творчество Элеоноры Дузе.

Франция. Становление натуралистического театра во Франции. Театрально-эстетические идеи Эмиля Золя. "Свободный театр" Андре Антуана. Драматургия, театрально-эстетические взгляды и театральная деятельность Мориса Метерлинка.Неоромантизм в европейском театре конца XIX в. Драматургия Эдмона Ростана. Комеди Франсез во второй половине XIX в.

Великобритания. Творчество Генри Ирвинга и Э.Терри, Дж.Грейн и Свободный театр.

Скандинавия. Новая драма. Генрик Ибсен как основоположник "новой драмы". Драматургия и театральная деятельность Августа Стриндберга.

Германия. Мейнингенский театр.

14
[ Тема 14 ] Европейский театр на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Франция. Французский театральный авангард. Творческие поиски символистских театров в Париже (Художественный театр Поля Фора, Театр Творчество Люнье По, Театр искусств Жака Руше). "Старая голубятня" Жака Копо. Творчество Сары Бернар.

Великобритания. Драматургия Оскара Уайльда. Драматургия и театрально-критическая деятельность Эдварда Гордона Крэга. Творчество Бернарда Шоу – драматурга, режиссера, критика, теоретика театрального искусства.

Германия. "Свободная сцена" Отто Брама. Драматургия и театральная деятельность Герхарта Гауптмана. Экспрессионистский театр в Германии. Поэтика экспрессионистской драмы. Принципы режиссуры
15
[ Тема 15 ] Европейский театр первой половины ХХ века
Франция. Французская интеллектуальная драма: Жан Жироду, Жан Ануй, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю. Театры "Картеля". "Театр жестокости" Антонена Арто.

Италия. Итальянский театр. Драматургия Л.Пиранделло. Проблемы театральной маски.

Германия. Политический театр Германии 1920-х гг. Режиссерская деятельность Эрвина Пискатора. Режиссерский метод Эрвина Пискатора. Идея «Тотального театра». Режиссерская деятельность Макса Рейнгардта. Творческая деятельность Бертольда Брехта как драматурга, режиссера, теоретика театра. Концепция "эпического театра" Брехта.

Великобритания. Интеллектуальный театр Великобритании.. Драматургическое творчество Сомерсета Моэма, Джона Пристли, Томаса Элиота. Британский театр до второй мировой войны. Актерское мастерство Джона Гилгуда, Лоренса Оливье, Эдит Эванс.
16
[ Тема 16 ] Европейский театр второй половины ХХ века
Франция. Театр абсурда. Драматургия Сэмюэла Беккета и Эжена Ионеско. Жан Луи Барро и его театр «Одеон»; «Национальный Народный театр» Жана Вилара. Роже Планшон - лидер децентрализации.

Италия. Театральное творчество Эдуардо де Филлипо. Драматургия Дарио Фо. Движение театро "стабиле". Режиссера Джорджо Стрелера. Творчество театра «Пикколо театро ди Милано».

Германия. Политическая и документальная драма Петера Вайса. Радикализация театра. Уличные театры. Режиссура Питера Штайна.

Великобритания. Инглиш стейдж компани. Театр «Уоркшоп». «Оглянись во гневе» Джона Осборна как отражение настроений «рассерженных молодых людей» 1950-60-х годов. «Ройял Корт» - площадка для театральных экспериментов: драматургия Гарольда Пинтера.

Швейцария. «Драмы идей» драматургов-последователей Б. Брехта Макса Фриша и Фридриха Дюрренматта.
Режиссерская деятельность Питера Брука.
Эксперименты Ежи Гротовского.
17
[ Тема 17 ] Театр США в ХХ веке
Американский театр ХХ века. Появление нового типа театров – театр Групп, театр Гилд – следствие усвоения мирового театрального опыта. Актерская студия Г. Клермана и Л. Страсберга. Коммерческая театральная система: бродвейский, вне-бродвейский, вне-вне-бродвейский театры. Юджин О'Нил как родоначальник американской драматургии. Артур Миллер и Теннеси Уильямс как наследники драматургических традиций О'Нила. Эдвард Олби - «американский вариант» театра абсурда
Дистанционный курс
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Вы можете подключиться к онлайн-лекциям и вебинарам с любого устройства – со своего компьютера, планшета или телефона.

Подробная инструкцию по работе с ZOOM
Слушатели могут задать вопрос преподавателю в прямом эфире: включить аудио- и видеосвязь или написать в чат ZOOMа.

Лекции курса будут доступны в записи на время курса и в течение двух недель после его завершения.
Как записаться на курс
1
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ на странице курса. Откройте письмо, оправленное автоматически на вашу электронную почту в ответ на регистрацию.
2
Нажмите в письме на синюю кнопку СПОСОБЫ ОПЛАТЫ и произведите оплату в удобной для вас форме. НОМЕР ЗАЯВКИ/ДОГОВОРА указан в письме.

3
Нажмите на красную кнопку ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ. Внесите в анкету ваши данные, прикрепите к форме ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ (отдельно высылать документ об оплате не надо).
4
После заполнения формы нажмите на кнопку ОТПРАВИТЬ
Европейский театр глазами современников
Декорации, афиши, спектакли, режиссеры, документы, фото, видео
Новости курса