[ Тема 12 ] Европейский театр первой половины ХIХ века
Франция. Французский театр на рубеже XVIII – XIX вв. романтическое мироощущение как реакция на Великую французскую буржуазную революцию 1789 г. и ее итоги. Творчество Франсуа-Жозефа Тальма. Драматургия революционного классицизма. Трагедия «Карл IX» М.-Ж. Шенье. Декрет о свободе театров (1791). Театральные манифесты 1820-х гг. и борьба за романтический театр. Французская романтическая драма (Виктор Гюго, Александр Дюма-отец, Альфред де Мюссе). Творчество П. Мериме.
Мелодрама и водевиль. Бульварные театры и особенности их деятельности. Разрыв между театром и литературой: школа «хорошо сделанной пьесы»; развлекательное и буржуазно-охранительное творчество Э. Скриба, Э. Ожье, В. Сарду. Водевиль, Э. Лабиша как попытка развить критические мотивы.
Творчество крупнейших актеров французского романтического театра (Пьер Бокаж, Мари Дорваль, Фредерик Леметр).
Великобритания. Джордж Гордон Байрон театр. Основные тенденции актерского искусства. Творчество Эдмунда Кина. Режиссерская деятельность Чарльза Кина.
Германия. Возникновение и эволюция романтического театра в Германии. Драматургия, театрально-эстетические идеи и режиссерская деятельность Людвига Тика, Генриха фон Клейста, Э.-Т.-А. Гофмана. Специфика актерского искусства в романтическом театре. Немецкая постромантическая драма (Георг Бюхнер). Немецкие актеры-романтики (Иоганн-Фридрих Флекк, Людвиг Девриент).