ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Будьте в курсе — старт курсов школы
Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
История искусства
Западной Европы
от Античности
до конца XIX века
История искусства
В рамках курса «История искусства Западной Европы от Античности до конца XIX века» слушателям предлагается знакомство с основными этапами в истории западноевропейского искусства и с выдающимися художественными памятниками, созданными за указанный период.
Одна из важнейших целей курса – представить историю искусства в контексте мировоззренческих и культурно-исторических особенностей развития западноевропейской художественной традиции. Предлагаемый подход позволит понять закономерности формирования художественного языка, а значит, увидеть искусство не только как мир шедевров, но как особую сферу культурной практики, имеющую свой внутренний строй, свои алгоритмы развития.
Выдаваемые документы
Курс «История искусства: история искусства Западной Европы от Античности до конца XIX века» — дополнительная образовательная программа
Курс ведет
Канд. ист. наук
Захарченко Ирина
Программа курса
100 академических часов: из них 84 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
1
[ Лекция 1 ] Введение в историю западноевропейского искусства.
Крито-микенское искусство
Во вводной части лекции речь пойдет об основах понимания искусства как образного освоения действительности, а также о специфике художественного языка изобразительных искусств.

Далее мы поговорим об истоках западноевропейской художественной традиции, о древних народах, чье мировосприятие определило особенности последующего развития искусства. Главное внимание сосредоточим на архитектурно-художественных памятниках, созданных народами древней Эгейской цивилизации – критянами и микенцами.
2
[ Лекция 2 ] Искусство Древней Греции
На лекции познакомимся с основными чертами античной культурной и художественной традиции, поговорим о своеобразии древнегреческих представлений о мире.

Основное внимание уделим ордерной архитектурной традиции и системе архитектурных ордеров, древнегреческой скульптуре, ее важнейшим пластическим особенностям, стилям древнегреческой вазописи. Лекция будет сопровождаться представлением и анализом основных художественных памятников искусства Древней Греции.

3
[ Лекция 3 ] Искусство Древнего Рима

На лекции разберем особенности художественного мышления древних римлян, которые внесли очень важный вклад в развитие мирового искусства.

Поговорим о совершенной римлянами архитектурно-строительной революции – изобретении арочных, сводчатых, купольных конструкций, об особенностях римского скульптурного портрета, о своеобразии живописных изображений, открытых в ходе археологических раскопок в Помпеях и Геркулануме.

4
[ Лекция 4 ] Раннехристианское искусство
Лекцию посвятим роли христианства в становлении и формировании художественного языка средневековья. Начнем лекцию с истории фаюмских портретов – интереснейших произведений искусства переходного времени. Далее обратимся к наиболее ранним памятникам христианского искусства. Рассмотрим символику и художественное своеобразие катакомбного и раннехристианского искусства. На примере раннехристианских базилик Равенны и Рима проанализируем особенности художественного языка архитектуры и живописи IV-VI вв.

5
[ Лекция 5 ] История искусства западноевропейского средневековья – 1
На первой лекции, посвященной искусству западноевропейского средневековья, обсудим условия, сформировавшие западно-христианскую художественную традицию, ее отличия от восточно-христианской. Главное внимание уделим становлению романского искусства, его художественному своеобразию и особенностям в различных регионах западной Европы.

6
[ Лекция 6 ] История искусства западноевропейского средневековья – 2
Вторую лекцию по искусству западноевропейского средневековья посвятим готике. В центре внимания будет разговор о новаторстве конструктивных и художественных решений в готической архитектуре, об особенностях символической интерпретации божественного пространства, о роли скульптуры и витражей в художественном образе готического собора. На примере выдающихся памятников западноевропейской готики проанализируем особенности готического искусства в различных регионах Западной Европы.

7
[ Лекция 7 ] Искусство эпохи Возрождения. Италия – 1
На первой лекции, посвященной искусству Возрождения, поговорим о мировоззренческом повороте и формировании светской художественной традиции, о картине мира человека Возрождения и роли гуманизма в развитии искусства. Главное внимание уделим сложению нового художественного языка в итальянском искусстве Проторенессанса и его эволюции в эпоху Кватроченто. На примере творчества великих мастеров Раннего Возрождения поговорим о формировании ренессансного стиля в архитектуре, скульптуре и живописи.

8
[ Лекция 8 ] Искусство эпохи Возрождения. Италия – 2
Вторую лекцию по искусству итальянского Возрождения посвятим Высокому и Позднему Возрождению. Проанализируем важнейшие направления творческих поисков «Титанов» Возрождения, поговорим об особенностях Высокого Возрождения в Венеции, о художественном языке искусства Позднего Возрождения. Кроме того, поговорим о рождении и художественном своеобразии итальянского маньеризма, обсудим особенности творчества его главных представителей.

9
[ Лекция 9 ] Искусство Северного Возрождения. Нидерланды
На лекции обсудим особенности мировидения, творческих поисков и художественных решений выдающихся живописцев, представляющих Северное Возрождение в Нидерландах. Проследим, как менялось понимание мира и человека в произведениях Я.Ван Эйка, Р.Ван дер Вейдена, Г. Ван дер Гуса, И.Босха, П.Брейгеля Старшего.

10
[ Лекция 10 ] Искусство Северного Возрождения. Германия, Франция
Важными центрами нового искусства в Европе XV-XVI вв. становятся Германия и Франция. В каждой из этих стран по-разному заявляют о себе ренессансные тенденции. В Германии художественные поиски эпохи наиболее ярко проявились в творчестве А.Дюрера и Г.Гольбейна (Младшего), во Франции – в произведениях Ж.Фуке, Ж.Клуэ и Ф.Клуэ. Отдельно поговорим о художниках школы Фонтенбло.

11
[ Лекция 11 ] Искусство XVIIв. Италия
Обращаясь к искусству следующей эпохи в истории западноевропейского искусства, разберем своеобразие картины мира и особенности художественного сознания XVII в. Особое внимание уделим формированию общеевропейских стилей и становлению жанровой системы в искусстве этого времени. На примере творчества знаменитых итальянских художников – Ан.Карраччи и Караваджо – поговорим о сложении новой художественной системы в живописи. Кроме того, разберем основные черты стиля барокко, его воплощение в архитектуре и скульптуре Италии XVII столетия.

12
[ Лекция 12 ] Искусство XVII в. Фландрия, Голландия
На лекции продолжим разговор об искусстве XVII в. в его стилистическом и жанровом измерении. Фландрия – один из важнейших центров европейского барокко, а фигура главы фламандской школы – П.П.Рубенса, безусловно, крупнейшая в европейской барочной живописи. После Фландрии обратимся к искусству соседней Голландии. В голландской живописной школе особое значение приобрело реалистическое направление, впервые сформировалась законченная жанровая система. На примере голландских художников разберем особенности жанров в европейской живописи. Завершим встречу разговором о Рембрандте – одном из величайших художников столетия.

13
[ Лекция 13 ] Искусство XVIIв. Испания, Франция
Разговор о европейском искусстве XVII в. завершим анализом испанской и французской художественных традиций. Именно в этом столетии испанская живописная школа переживает выдающийся подъем: славу ей приносят Эль Греко, Х.Рибера, Ф.Сурбаран и, конечно же, великий Д. Веласкес. Во второй части лекции поговорим о Франции как родине второго важнейшего художественного стиля эпохи – классицизма. Разберем особенности классицизма в архитектуре и изобразительном искусстве, его философские основы, эстетические идеалы, художественные принципы. Завершим лекцию анализом творчества главного представителя классицизма в искусстве XVII в. – Н.Пуссена.
14
[ Лекция 14 ] Искусство XVIII в.:Франция
Обращаясь к следующей эпохе в истории западноевропейского искусства, определим особенности художественной культуры XVIII столетия, выявим основные направления стилистической эволюции в искусстве, проанализируем художественное своеобразие стилей рококо, классицизма, а также реалистического направления в живописи. В центре внимания будет творчество выдающихся французских художников столетия – А.Ватто, Ф,Буше, О.Фрагонара, Н.Ланкре, Ж.-Б.С.Шардена, Ж.Л.Давида.

15
[ Лекция 15 ] Искусство XVIII в.: Англия, Италия
В XVIII в. происходит становление английской художественной школы, кристаллизация ее основных особенностей. Как соотносятся общеевропейские тенденции с национальным своеобразием английского искусства, какое место в нем занимают такие выдающиеся художники, как У.Хогарт, Д.Рейнолдс, Т.Гейнсборо – об этом пойдет речь в первой части лекции. Далее обратимся к итальянскому искусству этого столетия, поговорим об эволюции барочной и реалистической художественных традициях, о жанровом и художественном своеобразии венецианской живописи, наиболее ярко проявившемся в творчестве таких мастеров, как Ж.-Б.Тьеполо, А.Каналетто, Ф.Гварди.

16
[ Лекция 16 ] Искусство конца XVIII – первой трети XIX вв.:
Испания. Франция
Рубеж XVIII – XIX вв. – переломная эпоха в истории европейского искусства. Именно в это время обозначаются первые симптомы упадка классической художественной системы. Важнейшем явлением в искусстве этого времени оказывается романтизм – направление, не вписывающееся в прежние стилистические рамки, предполагающее новое видение мира. Романтическую эпоху принято начинать с творчества великого испанского художника Ф.Гойи. В это же время во Франции на новую ступень развития переходит классицизм, представленный творчеством Ж.Л.Давида, а затем Ж.О.Д.Энгра. Проанализируем особенности позднего классицизма и академизма, поговорим о рождении романтизма во французской живописи, о творчестве художников Т.Жерико и Э.Делакруа.
17
[ Лекция 17 ] Искусство конца XVIII – первой трети XIX вв.: Англия, Германия
Англия и Германия – выдающиеся центры европейского романтизма. Романтическое мировосприятие в обеих странах отличалось яркостью и своеобразием. Особое значение в английской и германской художественной культуре этого времени приобрела пейзажная живопись. Лекцию посвятим разговору о главных особенностях романтического пейзажа в этих странах, наиболее ярко проявившихся в творчестве англичан Д. Констебла и У.Тернера, немецких художников О.Рунге и К.-Д.Фридриха.

18
[ Лекция 18 ] Искусство Франции середины XIX в.: реализм, импрессионизм
На протяжении XIX в. Франция остается главным центром художественного развития Европы. Именно в этой стране наиболее ярко проявляются новые тенденции, свидетельствующие о кризисе новоевропейской художественной традиции и рождении нового видения мира. После разговора о французской реалистической живописи обратимся к импрессионизму, возникновение которого свидетельствует о начале формирования нового художественного языка. На лекции проанализируем предпосылки и широкий культурный контекст возникновения импрессионизма, поговорим о художественных особенностях импрессионистической живописи, о ее значении в истории европейского искусства.


19
[ Лекция 19 ] Искусство второй половины XIX в.: постимпрессионизм
Особое место в искусстве второй половины XIX в. занимает творчество художников-постимпрессионистов, к которым в первую очередь принято относить П.Сезанна, В.Ван Гога, П.Гогена. Впитав уроки импрессионизма, они двигались по пути поиска новаторских художественных решений. В своем творчестве они стремились отразить резко усложнившееся понимание реальности, открывая тем самым дорогу европейскому модернизму.

20
[ Лекция 20 ] Символизм в европейской живописи середины – второй половины XIX в.
Живопись символистов – одна из интереснейших страниц европейского искусства середины – второй половины XIX в. В эпоху утраты европейской культурой духовных основ бытия символисты стремились вернуть в искусство высокие смыслы, выразить сквозь призму творческого «я» собственное понимание задач искусства, призванного постигать духовные основы мироздания. На лекции поговорим о творчестве английских художников-прерафаэлитов, о плеяде французских символистов, о швейцарце А.Беклине, бельгийце Д.Энсоре.

21
[ Лекция 21 ] Стиль модерн в европейском искусстве

Завершающую лекцию цикла посвятим уникальному художественному стилю, сложившемуся на рубеже XIX-ХХ вв. – стилю модерн. Мастера модерна посвятили свое творчество выражению красоты, понимаемой как красота растительная, природная, органическая. Они занимались поиском художественного синтеза, обновлением художественно-образного языка архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Их деятельность открывала новые возможности образного моделирования реальности, ставшего основой художественного языка искусства новейшего времени.

Дистанционный курс
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Вы можете подключиться к онлайн-лекциям и вебинарам с любого устройства – со своего компьютера, планшета или телефона.

Подробная инструкцию по работе с ZOOM
Слушатели могут задать вопрос преподавателю в прямом эфире: включить аудио- и видеосвязь или написать в чат ZOOMа.

Лекции курса будут доступны в записи на время курса и в течение двух недель после его завершения.
Как попасть на курс
1
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ на странице курса. Откройте письмо, оправленное автоматически на вашу электронную почту в ответ на регистрацию.
2
Нажмите в письме на синюю кнопку СПОСОБЫ ОПЛАТЫ и произведите оплату в удобной для вас форме. НОМЕР ЗАЯВКИ/ДОГОВОРА указан в письме.

3
Нажмите на красную кнопку ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ. Внесите в анкету ваши данные, прикрепите к форме ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ (отдельно высылать документ об оплате не надо).
4
После заполнения формы нажмите на кнопку ОТПРАВИТЬ