Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нина Кандинская. Прогулка. 1917. По рисунку Василия Кандинского.ГМИИ им. А. С. Пушкина. Стекло, масло, фольга
В 1917–1918 годах Нина Кандинская вместе с мужем занималась подстекольной живописью. Подстекольная живопись — особый вид искусства, который создается на прозрачной поверхности и имеет ряд неповторимых технологических особенностей. Василий Кандинский назвал эту необычную технику «живописью наоборот»...
Портрет и фоторепортаж оставались основными жанрами Генде-Роте. Игрушки на открытке — предметная макросъёмка. Карточка выделяется не только в общей коллекции советских открыток, но, видимо, была нетипичной для всего творчества фотографа. Интересно было узнать, как матрёшки появились на открытках.
В старом бумажном фотоальбоме, непонятно от кого доставшемся в наследство, есть целый раздел с новогодними открытками. Две из них стоят рядом: на одной из карточек кукольный Дед Мороз с подъемного крана поздравляет с Новым годом новосёлов, на второй — заглядывает в окно дома на Садовой, 12. Захотелось узнать, кадры из какого советского мультфильма напечатали на почтовых открытках. Оказалось, что никакого отношения к мультипликации открытки не имеют ...
Новогодние поздравления от Энди Уорхола x Tiffany & Co.
В 1956 году Уорхол получил заказ от Tiffany's на производство рождественских открыток. В то время он еще не выставлялся в галереях со своими банками с супом, и был успешным, хорошо оплачиваемым нью-йоркским иллюстратором ...
Санта-Клаус не всегда был таким круглым, веселым, бородатым, каким мы знаем его сегодня. В XIX веке его часто изображали худощавым, похожим на эльфа, который должен был стоять на защите детей и моряков. Тощий и изможденный со всклокоченной бородой Санта иногда появлялся в зелёной куртке, иногда в красном пальто и шляпе с черной отделкой ...
Анри де Тулуз-Лотрек. С Рождеством и Новым годом. Литография, 1896 / Sothebys.com
Ещё одно поздравление с рождеством и Новым годом от «великих». Это чрезвычайно редкая гравюра Тулуз-Лотрека. В 1896 году мисс Мэй Белфорт, британская певица, которую Тулуз-Лотрек неоднократно изображал, использовала эту литографию в качестве рождественской открытки. Три из пяти известных оттисков подписаны и датированы мисс Белфорт.
Ханзан Мацукава. Обезьяна с новогодним апельсином и зубочисткой, около 1860 года (Год Обезьяны). Гравюра на дереве (17,9 x 25,1 см). Бруклинский музей, подарок доктора Элеоноры З. Уоллес в память о своем муже, докторе Стэнли Л. Уоллесе, 2002.121.35
Ханзан Мацукава – график укиё-э. Родился и работал в Осака. В 1882 году копировал древнюю живопись в Сиги-дзи (пров. Кавати), но скончался, не закончив работы. Специализировался на суримоно; также иллюстрировал книги.
Витраж «Рождественская ночь» по макету Анри Матисса
Анри Матисс. Макет витража «Рождественская ночь» в технике декупажа. 1952 (335 х 135 см.) Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Заказ на витраж «Рождественская ночь» Анри Матисс получил от журнала «Лайф» 15 января 1952 г., уже в феврале макет витража в технике декупажа был закончен, и в этом же году Поль Бони исполнил витраж. И макет, и витраж были переданы «Тайм, инкорпорейтед» в дар Музею современного искусства в Нью-Йорке. Сейчас они висят по соседству в одном зале.
В 1954 году Матисс писал Альфреду Барру, директор-основатель Музея современного искусства:
— Уважаемый мсье! Благодарю Вас за фотографии, которые очень меня заинтересовали. Я задаю себе вопрос относительно размещения витража «Рождественская ночь» и его макета — не вредит ли им их соседство, потому что посетители музея не смогут, быть может, объяснить причины различия между макетом и витражом. Они не отдают себе отчета, что макет витража подобен партитуре симфонии, а витраж — это та же симфония в исполнении оркестра.
Все знают Туве Янссон как детскую писательницу, «маму муми-троллей». Но сама Янссон всегда подчёркивала, что в первую очередь она — художница, и не слишком серьёзно относилась к своей литературной деятельности.
В сороковым годах Туве продавала свои живописные полотна, однако постоянный заработок ей приносила иллюстрация. Она бралась за бесчисленное количество детских журналов, газет, рисовала карикатуры и обложки книг. Её графика высоко ценилась. В 1941 году шведские издания называли её «лучшим карикатуристом Финляндии».
Туве Янссон. С Новым годом!, рисунок тушью, 1946,Hagelstam.fi На рисунке посвещение и подпись: "От доктора Йохансана с наилучшими пожеланиями... Туве Янссон"
Фотография «Зима на пятой Авеню» была сделана 22 февраля 1893 года. Фотограф Альфред Стиглиц провел более трех часов на заснеженной улице в ожидании подходящего момента для съемки.
Перспектива улицы давала надежду на идеальный кадр, но для достижения требуемого эффекта необходимо было добавить некоторой драматичности кадру. Наконец через три часа ожидания на улице появилась повозка, медленно двигавшаяся сквозь снежную бурю. Этот кадр вошел в историю искусства фотографии эпохи пикториализма.
Что делают аниматоры в свободное время? Конечно, рисуют для себя, для друзей — рисуют во всех жизненных обстоятельствах.
Шесть лет тому назад режиссеру и художнику Октябрине Потаповой (ф-мы «Однажды», «Дедушкин валенок» и др.), ученице легендарного Ф. С. Хитрука пришлось уехать на родину в Якутск. Когда смогла снова начать работать, захотелось вернуться к задуманным проектам, появилась идея создания студии и школы национальной анимации. Но пока решила нарисовать к Новому году серию рисунков-фаз движения анимационных персонажей, подобно тому, как это делается в классической рисованной анимации. В прошлом 2023 году — к году Зайца она «оживляла» зайчика.
Рождественская традиция Метрополитан-музея
Метрополитен-музей продолжает ежегодную традицию украшения рождественской елки фигурками, выполненными в XVIII веке неаполитанскими мастерами вертепных композиций. Коллекция была подарена музею Лореттой Хайнс Ховард, которая собирала ее с 1925 года. Впервые коллекция Лоретты Ховард была представлена в музее в 1957 году, а с 1964 года регулярно украшает рождественскую ель музея в зале средневековой скульптуры.
Больше ангелов и херувимов
Кино и философия
История кино
Когда начнется курс?
Авторский курс «Кино и философия» имеет целью навести мосты между двумя такими широкими сферами человеческой деятельности как философия и кино, которые могут быть и наукой, и искусством одновременно. В рамках курса вы получите представление об истории развития кинематографа, проблематике становления киноведения, различных философских концепциях о кино, и отношении кинематографа к философии. По прохождении курса вы сможете не только самостоятельно анализировать фильмы, но и видеть, как образы, заложенные в фильмах, отражаются в реальности.
В итоге, вы овладеете навыками визуальной коммуникации и сможете осознанно внедрять философские концепты в собственные проекты или распознавать их в современной культуре. Курс рассчитан на людей, которые хотят расширить свой взгляд на кинематограф не только как вид искусства, но и науку. Такое понимание будет полезно широкому кругу людей: не только специалистам из мира кино (режиссерам, операторам, художникам, сценаристам, киноведам и кинокритикам), но также и педагогам, и исследователям гуманитарных наук (философии, истории, искусствоведения), и обычным зрителям.
Выдаваемые документы
Курс «Киноведение: кино и философия» — дополнительная образовательная программа
РЕЖИССЕР, СЦЕНАРИСТ, АСПИРАНТ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ РАН
Корнеев Андрей
О преподавателе
Программа курса
22 академических часов: из них 20 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
1
[ Тема 1 ]
«Рождение трагедии из духа музыки» Ницше. Стиль Вернера Херцога. Хайдеггер «Исток художественного творения». Понятийное мышление замещается искусством.
2
[ Тема 2 ]
Анри Бергсон. «Материя и память» (1896) предвосхищает развитие теории кино. Маршалл Маклюэн и глобальная деревня.
3
[ Тема 3 ]
Классический подход (Формалистическая теория кино). Бела Балаш. Эйзенштейн, Кулешов, Вертов.
4
[ Тема 4 ]
Классический подход (Формалистическая теория кино). Хьюго Мюнстерберг. Уильям. Моултон Марстон и «Чудо женщина». Жан Эпштейн
5
[ Тема 5 ]
Классический подход (Формалистическая теория кино). Сборник статей «Поэтика кино» (1927). Рудольф Арнхайм. Искусство и визуальное восприятие. Зигфрид Кракауэр. Психологическая история немецкого кино
6
[ Тема 6 ]
Континентальный подход (Феминистская теория кино). Лора Малви, Браха Лихтенберг-Эттингер, Шанталь Акерман, Педро Альмодовар.
7
[ Тема 7 ]
Континентальный подход (Семиотика кино). Риччото Канудо. Манифест семи искусств. Фотогения Луи Деллюка (1920). Жермен Дюлак. Вашель Линдсей.
8
[ Тема 8 ]
Континентальный подход (Семиотика кино). Борис Эйхенбаум. Юрий Тынянов. Умберто Эко, Кристиан Мец, Ролан Барт, Жиль Делез.
9
[ Тема 9 ]
Континентальный подход (Марксистская теория кино). Жан-Люк Годар, Ги Дебор. Третий кинематограф. Алексей Цветков «Синемарксизм».
10
[ Тема 10 ]
Континентальный подход (Психоаналитическая теория кино). Зигмунд Фрейд, Жак Лакан. Луис Бунюэль. Скопофилия. Славой Жижек.
Континентальный подход (Структуралистская теория кино). Фердинанд де Соссюр, Роман Якобсон, Клод Леви-Стросс. Структуралистская теория кино Ю.М. Лотмана
Аналитический подход. Артур Данто. Пол Рота и Отто Нейрат, визуальная коммуникация.
15
[ Тема 15 ]
Аналитический подход (Когнитивная теория кино и Историческая поэтика). Нельсон Гудман, Ноэль Кэролл.
16
[ Тема 16 ]
Аналитический подход (Лингвистическая теория кино). Стэнли Кавелл. Терренс Малик.
17
[ Тема 17 ]
Аналитический подход (Неоформализм). Формализм в живописи, иконология. Неоформалист Дэвид Бордвелл и Эрнст Гомбрих. «Великое переселение образов» Варбурга. «Классическое искусство» Вельфлина. «Ренессанс и «ренессансы»» и «Смысл и толкование изобразительного искусства» Панофского.
18
[ Тема 18 ]
Пол Шредер про трансцендентальное кино Сьюзен Зонтаг «Против интерпретации» Нина Цыркун «Критика методологических основ философии лингвистического анализа» Сергей Штейн «Методико-методологическая схема исследования кинематографа».
19
[ Тема 19 ]
Тысячеликий герой Джозефа Кэмпбелла. Ридли Скотт. Философия киберпанка. Жан Бодрийяр. Симулякры и гиперреальность. Матрица.
20
[ Тема 20]
Постмодернизм Тарантино Роль Лавкрафта в жанре ужасов и концепция ООО
Дистанционный курс
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Вы можете подключиться к онлайн-лекциям и вебинарам с любого устройства – со своего компьютера, планшета или телефона.
Слушатели могут задать вопрос преподавателю в прямом эфире: включить аудио- и видеосвязь или написать в чат ZOOMа.
Лекции курса будут доступны в записи на время курса и в течение двух недель после его завершения.
Как записаться на курс
1
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ на странице курса. Откройте письмо, оправленное автоматически на вашу электронную почту в ответ на регистрацию.
2
Нажмите в письме на синюю кнопку СПОСОБЫ ОПЛАТЫ и произведите оплату в удобной для вас форме. НОМЕР ЗАЯВКИ/ДОГОВОРА указан в письме.
3
Нажмите на красную кнопку ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ. Внесите в анкету ваши данные, прикрепите к форме ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ (отдельно высылать документ об оплате не надо).
4
После заполнения формы нажмите на кнопку ОТПРАВИТЬ