История развития таких основополагающих объектов интерьера, как люстра, зеркало, камин недостаточно освещена в научной литературе. Эволюция сосудов для ароматов, созданных из разнообразных материалов, также ожидает более глубокого исследования, поэтому тема авторского курса «Хроники вещей» актуальна как для студентов и слушателей, изучающих историю искусств, так и для всех, интересующихся культурой человеческого бытия.
Содержание курса и новизна темы: на протяжении последних лет в обществе значительно возрос интерес к миру вещей, создающих жизненную среду. Сопутствуя человеку в его каждодневной жизни, вещи обустраивают быт, образуют индивидуальное жилое пространство, отражая вкусы и характер своих обитателей. Без вещей, живущих подчас собственной независимой жизнью, интерьер лишён одухотворения. Изучая жилую среду, погружаешься в прошлое, поэтому лучше начинаешь понимать настоящее и угадывать будущее. В жилой среде нет второстепенного и случайного – это своего рода зеркало человеческой жизни, вещная память поколений.
Изначально жилой интерьер образуется архитектурой. Организация внутреннего пространства осуществляется прежде всего архитектурными средствами (ордерные элементы – карнизы, колонны, пилястры, филёнки стен; нишы, камины, лестницы и тд.). Далее наступает этап оформления интерьера художественными приёмами, с помощью которых декорируются полы, потолки, стены (роспись, мозаика, облицовка, панели, резьба, лепнина и т.д.). Огромную роль в интерьере отдано обстановочным средствам, это мебель, зеркала, светильники, драпировки, декоративные предметы и др. Таким образом, создаётся целостная жилая среда, которая развивается стилистически в историческом контексте.
Значительную роль в организации архитектурного пространства играют такие художественные объекты интерьера как светильники, камины, зеркала, а также сосуды, содержащие ароматы, облагораживающие чувства. Они создают своего рода блок, преобразующий внутреннее пространство, способствуя его эстетизации и жизненному комфорту. На протяжении столетий взаимосвязь этих непременных объектов интерьера обладала стилеобразующим началом. Высот своего развития комплекс достиг в XVII веке и сохранил активную жизнеспособность до начала ХХ столетия.
Камин, светильник, зеркало, сосуд для ароматов известны с глубокой древности. На заре цивилизации человека согревали костёр и очаг. От очага до камина прошли тысячелетия, и только в эпоху средневековья камин становится источником тепла. Он несёт живой огонь, создаёт ощущение уюта и комфорта. Дыхание огня в камине завораживает взгляд, умиротворяет сердце и согревает душу. Алые языки пламени наводят на раздумья, вызывают в памяти воспоминания, погружают в мечты. Власть огня превратила камин в центр «домашней вселенной». В эпоху средневековья камин становится своего рода отправной точкой в организации жилого пространства.
В полумраке интерьера свет, исходящий от камина, перекликался с мягким сиянием свечей в канделябрах, шандельерах и подсвечниках. Созданные из самых разнообразных материалов, они не только освещали помещения, но и украшали его. Эволюция светильников начинается с глубокой древности и развивается на основе применения разнообразных средств, с помощью которых рождается свет – это масло, свечи, керосин, газ, электричество. Художественных высот светильники достигают в 17 столетии, в эпоху барокко, когда появляются так называемая французская крон-люстра с хрустальным убором и люстра итальянская с лепным декором.
Развитие культуры интерьера привело к необходимости включения в дворцовое и жилое пространство «волшебного стекла» – большого зеркала. Появление отражающей поверхности восходит к глубокой древности. Её эволюция от металлического диска к «волшебному стеклу» представляет яркую главу в истории человечества, которая связана с творчеством художников самых разных направлений, работающих с металлом, камнем, деревом, фарфором, эмалью, создавая оправу зеркальному полотну. Начиная с эпохи барокко, зеркало не просто отражало окружающий мир или украшало интерьер, оно преобразовывало и обогащало среду обитания человека. Именно стиль барокко «прочувствовал» необходимость светильника, камина и зеркала друг в друге. Отныне они представляют собой целостный интерьерный комплекс, который, сложившись в эпоху барокко, продолжал долгий путь в истории нового и новейшего времени. На протяжении последующих столетий взаимосвязь камина, светильника и зеркала развивалась в русле эволюции художественных стилей, демонстрируя свою жизнеспособность, согласованность и подвижность
С глубокой древности жилое пространство облагораживалось благовониями, произведёнными из душистых трав, смол, пряностей. Утончённые ароматы, как музыка, обогащают жилую среду и рождают гамму эмоций. Они как дыхание времени позволяют воссоздать образ эпохи, ощутить национальный характер, почувствовать индивидуальность личности, приоткрыть тайны далёкого бытия. Благовония источали курильницы и драгоценные сосуды. Предназначенные для душистых веществ, они отражали эстетические вкусы эпохи, являлись необходимым источником к пониманию художественной культуры исторического времени. Светильник, зеркало и живой огонь камина в атмосфере благовоний создавали эффект взаимопроникновения источников света, рождая иллюзорное пространство.
Новизна курса состоит в авторском подходе к изучению светильников, каминов, зеркал, сосудов для ароматов и синтезу этих художественных объектов в жилом частном и дворцовом интерьере. Лекционный курс даёт навыки искусствоведческого анализа этих художественных объектов, знакомство со спецификой их формообразования, орнаментальной структуры, приёмами художественной обработки в свете национальных традиций и взаимовлияний. В процессе курса слушатели приобретут навыки классификации каминов, светильников, зеркал, сосудов для ароматов по видам, материалам, методам формообразования и технико-технологическим приемам обработки. Анализ осуществляется по определенной методологии: характеризуется материал, форма, конструктивные особенности, декоративное оформление, красочная палитра, художественный стиль. В истории стилеобразующих предметов интерьера представлены ведущие художественные центры и мастера, выделены приоритетные материалы.
В завершении курса слушатели получат представление о главных исторических этапах развития этих художественных объектов, их стилеобразующей роли в организации жилого интерьера и перспективах развития на современном этапе.