Click to order
Total: 
ФИО
E-mail
Телефон
Гражданство
Оставить комментарий
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
С 30 марта все запланированные курсы школы ХПМТ проводятся онлайн. Подробнее в разделе «Дистанционные курсы»
Программы профессиональной переподготовки
Форма диплома о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности
Программы профессиональной переподготовки
Форма диплома о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности и присвоением квалификации
Программы профессиональной переподготовки
Форма приложения к диплому о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности
Программы профессиональной переподготовки
Форма приложения к диплому о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности и присвоением квалификации
Программы повышения квалификации
Форма удостоверения о повышении квалификации по образовательной программе повышения квалификации
Дополнительное образование детей и взрослых
Образец сертификата об обучении по дополнительной образовательной программе
Схема прохода к офису Высшей школы [ХПМТ]
Офис школы находится в 5 корпусе РГГУ, в 108 кабинете на 1 этаже
Хроники вещей
Онлайн-курс
Открытая дата
По понедельникам,
19:00 – 22:00
7 000 рублей
Платформа ZOOM
История развития таких основополагающих объектов интерьера, как люстра, зеркало, камин недостаточно освещена в научной литературе. Эволюция сосудов для ароматов, созданных из разнообразных материалов, также ожидает более глубокого исследования, поэтому тема авторского курса «Хроники вещей» актуальна как для студентов и слушателей, изучающих историю искусств, так и для всех, интересующихся культурой человеческого бытия.

Содержание курса и новизна темы: на протяжении последних лет в обществе значительно возрос интерес к миру вещей, создающих жизненную среду. Сопутствуя человеку в его каждодневной жизни, вещи обустраивают быт, образуют индивидуальное жилое пространство, отражая вкусы и характер своих обитателей. Без вещей, живущих подчас собственной независимой жизнью, интерьер лишён одухотворения. Изучая жилую среду, погружаешься в прошлое, поэтому лучше начинаешь понимать настоящее и угадывать будущее. В жилой среде нет второстепенного и случайного – это своего рода зеркало человеческой жизни, вещная память поколений.

Изначально жилой интерьер образуется архитектурой. Организация внутреннего пространства осуществляется прежде всего архитектурными средствами (ордерные элементы – карнизы, колонны, пилястры, филёнки стен; нишы, камины, лестницы и тд.). Далее наступает этап оформления интерьера художественными приёмами, с помощью которых декорируются полы, потолки, стены (роспись, мозаика, облицовка, панели, резьба, лепнина и т.д.). Огромную роль в интерьере отдано обстановочным средствам, это мебель, зеркала, светильники, драпировки, декоративные предметы и др. Таким образом, создаётся целостная жилая среда, которая развивается стилистически в историческом контексте.

Значительную роль в организации архитектурного пространства играют такие художественные объекты интерьера как светильники, камины, зеркала, а также сосуды, содержащие ароматы, облагораживающие чувства. Они создают своего рода блок, преобразующий внутреннее пространство, способствуя его эстетизации и жизненному комфорту. На протяжении столетий взаимосвязь этих непременных объектов интерьера обладала стилеобразующим началом. Высот своего развития комплекс достиг в XVII веке и сохранил активную жизнеспособность до начала ХХ столетия.

Камин, светильник, зеркало, сосуд для ароматов известны с глубокой древности. На заре цивилизации человека согревали костёр и очаг. От очага до камина прошли тысячелетия, и только в эпоху средневековья камин становится источником тепла. Он несёт живой огонь, создаёт ощущение уюта и комфорта. Дыхание огня в камине завораживает взгляд, умиротворяет сердце и согревает душу. Алые языки пламени наводят на раздумья, вызывают в памяти воспоминания, погружают в мечты. Власть огня превратила камин в центр «домашней вселенной». В эпоху средневековья камин становится своего рода отправной точкой в организации жилого пространства.

В полумраке интерьера свет, исходящий от камина, перекликался с мягким сиянием свечей в канделябрах, шандельерах и подсвечниках. Созданные из самых разнообразных материалов, они не только освещали помещения, но и украшали его. Эволюция светильников начинается с глубокой древности и развивается на основе применения разнообразных средств, с помощью которых рождается свет – это масло, свечи, керосин, газ, электричество. Художественных высот светильники достигают в 17 столетии, в эпоху барокко, когда появляются так называемая французская крон-люстра с хрустальным убором и люстра итальянская с лепным декором.


Развитие культуры интерьера привело к необходимости включения в дворцовое и жилое пространство «волшебного стекла» – большого зеркала. Появление отражающей поверхности восходит к глубокой древности. Её эволюция от металлического диска к «волшебному стеклу» представляет яркую главу в истории человечества, которая связана с творчеством художников самых разных направлений, работающих с металлом, камнем, деревом, фарфором, эмалью, создавая оправу зеркальному полотну. Начиная с эпохи барокко, зеркало не просто отражало окружающий мир или украшало интерьер, оно преобразовывало и обогащало среду обитания человека. Именно стиль барокко «прочувствовал» необходимость светильника, камина и зеркала друг в друге. Отныне они представляют собой целостный интерьерный комплекс, который, сложившись в эпоху барокко, продолжал долгий путь в истории нового и новейшего времени. На протяжении последующих столетий взаимосвязь камина, светильника и зеркала развивалась в русле эволюции художественных стилей, демонстрируя свою жизнеспособность, согласованность и подвижность

С глубокой древности жилое пространство облагораживалось благовониями, произведёнными из душистых трав, смол, пряностей. Утончённые ароматы, как музыка, обогащают жилую среду и рождают гамму эмоций. Они как дыхание времени позволяют воссоздать образ эпохи, ощутить национальный характер, почувствовать индивидуальность личности, приоткрыть тайны далёкого бытия. Благовония источали курильницы и драгоценные сосуды. Предназначенные для душистых веществ, они отражали эстетические вкусы эпохи, являлись необходимым источником к пониманию художественной культуры исторического времени. Светильник, зеркало и живой огонь камина в атмосфере благовоний создавали эффект взаимопроникновения источников света, рождая иллюзорное пространство.

Новизна курса состоит в авторском подходе к изучению светильников, каминов, зеркал, сосудов для ароматов и синтезу этих художественных объектов в жилом частном и дворцовом интерьере. Лекционный курс даёт навыки искусствоведческого анализа этих художественных объектов, знакомство со спецификой их формообразования, орнаментальной структуры, приёмами художественной обработки в свете национальных традиций и взаимовлияний. В процессе курса слушатели приобретут навыки классификации каминов, светильников, зеркал, сосудов для ароматов по видам, материалам, методам формообразования и технико-технологическим приемам обработки. Анализ осуществляется по определенной методологии: характеризуется материал, форма, конструктивные особенности, декоративное оформление, красочная палитра, художественный стиль. В истории стилеобразующих предметов интерьера представлены ведущие художественные центры и мастера, выделены приоритетные материалы.

В завершении курса слушатели получат представление о главных исторических этапах развития этих художественных объектов, их стилеобразующей роли в организации жилого интерьера и перспективах развития на современном этапе.


Выдаваемые документы
Курс «История декоративно-прикладного искусства. Хроники вещей» —дополнительная образовательная программа
Курс ведет
Член НОЭКСИ. Аккредитована при международной конфедерации антикваров, награждена медалью к 850-летию Москвы
Долгих Елена
Программа курса
38 академических часов: из них 36 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
1
[ Лекция 1 ]
Организация внутреннего архитектурного пространства (архитектурные, архитектурно-декоративные, обстановочные средства) и создание целостной жилой среды. Стилеобразующая роль таких объектов интерьера как камины, светильники, зеркала.
Очаг – душа дома. Развитие отопительной системы от очага к камину. Конструкция камина, каминные принадлежности (аксессуары). Камины средневековья, типология. Французский камин: от готики к Ренессансу. Итальянский камин эпохи Ренессанса
2
[ Лекция 2 ]
Камин в стиле барокко – архитектура в интерьере. Французский камин 17 в. Стилеобразующая роль камина в интерьерах рококо – камины Франции и Германии. Каминная композиция (часы, светильники, фарфор) в развитии. Камины неоклассицизма. Английский камин – развитие, особенности и типология
3
[ Лекция 3 ]
Камины и аксессуары в исторических стилях. Камины эпохи модерна и ар деко. Стилевые тенденции 20 века, преобразующие камин. Значение камина в истории культуры.
Печи в интерьерах Европы: конструкция и художественное оформление от средневековья к Новому времени. Тенденции нового стиля – новые формы печей фабричного производства
4
[ Лекция 4 ]
Свет в интерьере: история светильников, основные этапы. Светильники древности и средневековья: виды, материалы и формы. Стилевая эволюция осветительной арматуры.
Средства освещения в историческом развитии
5
[ Лекция 5 ]
Потолочный светильник – от шандельера к люстре. Типология стеклянной и хрустальной люстры 17 – 18 веков: венецианская, французская, английская, русская. Фарфоровая люстра 18 века. Тенденции развития светильников в 19 веке. Революция средств освещения – рождение электрической лампы. Светильники в стиле модерн: творчество Галле и Тиффани
6
[ Лекция 6 ]
Зеркало в интерьере. История отражающей поверхности – от металла к «волшебному стеклу». Зеркало в эпоху средневековья. Зеркало и рама - новый этап развития отражающей поверхности в период Ренессанса. Итальянское выдувное зеркало 16 – 17 вв. Синтез камина, светильника и зеркала в эпоху барокко.
Революция в зеркальном производстве: литые французские зеркала. Мануфактура Сен-Габен. Роль зеркальной галереи Версаля в развитии европейского дворцового интерьера
7
[ Лекция 7 ]
Всеохватывающая роль зеркала в интерьере рококо: Франция, Германия. Английское зеркало в историческом развитии: художественные особенности и национальный колорит.
Типология зеркала в стиле неоклассицизма. Зеркало в 19 веке – значение и роль в интерьере историзма. Зеркало в интерьере модерна – новые художественные тенденции
8
[ Лекция 8 ]
Благовония в истории цивилизации как «дыхание времени». Сосуды для ароматов древности и античности: материалы и формы. Ёмкости для ароматических веществ эпохи Средневековья. Революция в производстве душистых жидкостей – «вода из Кёльна». Сосуды и аксессуары для благовоний эпохи Ренессанса и Барокко, центры производства
9
[ Лекция 9 ]
Сосуды для благовоний в 19 веке: стекло, фарфор, металл. Центры производства и виды художественного оформления. Новый этап в производстве ароматов – новый этап в изготовлении сосудов под духи. Союз парфюмера и художника. Рене Лалик
Дистанционный курс
«История декоративно-прикладного искусства. Хроники вещей» — дистанционный курс, который состоит из онлайн лекций и вебинаров. Онлайн занятия проводятся на платформе ZOOM. Вы можете присоединяться и участвовать с любого устройства – со своего компьютера, планшета или телефона.

Подробная инструкцию по работе с ZOOM
Во время лекции слушатели могут задать вопросы преподавателю в чат ZOOMа, включить аудио и видеочат.

Лекции курса будут доступны в записи на время курса и в течение двух недель после его завершения.
Как записаться на курс
1
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ на странице курса. Откройте письмо, оправленное автоматически на вашу электронную почту в ответ на регистрацию.
2
Нажмите в письме на синюю кнопку СПОСОБЫ ОПЛАТЫ и произведите оплату в удобной для вас форме. НОМЕР ЗАЯВКИ/ДОГОВОРА указан в письме.

3
Нажмите на красную кнопку ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ. Внесите в анкету ваши данные, прикрепите к форме ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ (отдельно высылать документ об оплате не надо).
4
После заполнения формы нажмите на кнопку ОТПРАВИТЬ
Made on
Tilda