Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нина Кандинская. Прогулка. 1917. По рисунку Василия Кандинского.ГМИИ им. А. С. Пушкина. Стекло, масло, фольга
В 1917–1918 годах Нина Кандинская вместе с мужем занималась подстекольной живописью. Подстекольная живопись — особый вид искусства, который создается на прозрачной поверхности и имеет ряд неповторимых технологических особенностей. Василий Кандинский назвал эту необычную технику «живописью наоборот»...
Портрет и фоторепортаж оставались основными жанрами Генде-Роте. Игрушки на открытке — предметная макросъёмка. Карточка выделяется не только в общей коллекции советских открыток, но, видимо, была нетипичной для всего творчества фотографа. Интересно было узнать, как матрёшки появились на открытках.
В старом бумажном фотоальбоме, непонятно от кого доставшемся в наследство, есть целый раздел с новогодними открытками. Две из них стоят рядом: на одной из карточек кукольный Дед Мороз с подъемного крана поздравляет с Новым годом новосёлов, на второй — заглядывает в окно дома на Садовой, 12. Захотелось узнать, кадры из какого советского мультфильма напечатали на почтовых открытках. Оказалось, что никакого отношения к мультипликации открытки не имеют ...
Новогодние поздравления от Энди Уорхола x Tiffany & Co.
В 1956 году Уорхол получил заказ от Tiffany's на производство рождественских открыток. В то время он еще не выставлялся в галереях со своими банками с супом, и был успешным, хорошо оплачиваемым нью-йоркским иллюстратором ...
Санта-Клаус не всегда был таким круглым, веселым, бородатым, каким мы знаем его сегодня. В XIX веке его часто изображали худощавым, похожим на эльфа, который должен был стоять на защите детей и моряков. Тощий и изможденный со всклокоченной бородой Санта иногда появлялся в зелёной куртке, иногда в красном пальто и шляпе с черной отделкой ...
Анри де Тулуз-Лотрек. С Рождеством и Новым годом. Литография, 1896 / Sothebys.com
Ещё одно поздравление с рождеством и Новым годом от «великих». Это чрезвычайно редкая гравюра Тулуз-Лотрека. В 1896 году мисс Мэй Белфорт, британская певица, которую Тулуз-Лотрек неоднократно изображал, использовала эту литографию в качестве рождественской открытки. Три из пяти известных оттисков подписаны и датированы мисс Белфорт.
Ханзан Мацукава. Обезьяна с новогодним апельсином и зубочисткой, около 1860 года (Год Обезьяны). Гравюра на дереве (17,9 x 25,1 см). Бруклинский музей, подарок доктора Элеоноры З. Уоллес в память о своем муже, докторе Стэнли Л. Уоллесе, 2002.121.35
Ханзан Мацукава – график укиё-э. Родился и работал в Осака. В 1882 году копировал древнюю живопись в Сиги-дзи (пров. Кавати), но скончался, не закончив работы. Специализировался на суримоно; также иллюстрировал книги.
Витраж «Рождественская ночь» по макету Анри Матисса
Анри Матисс. Макет витража «Рождественская ночь» в технике декупажа. 1952 (335 х 135 см.) Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Заказ на витраж «Рождественская ночь» Анри Матисс получил от журнала «Лайф» 15 января 1952 г., уже в феврале макет витража в технике декупажа был закончен, и в этом же году Поль Бони исполнил витраж. И макет, и витраж были переданы «Тайм, инкорпорейтед» в дар Музею современного искусства в Нью-Йорке. Сейчас они висят по соседству в одном зале.
В 1954 году Матисс писал Альфреду Барру, директор-основатель Музея современного искусства:
— Уважаемый мсье! Благодарю Вас за фотографии, которые очень меня заинтересовали. Я задаю себе вопрос относительно размещения витража «Рождественская ночь» и его макета — не вредит ли им их соседство, потому что посетители музея не смогут, быть может, объяснить причины различия между макетом и витражом. Они не отдают себе отчета, что макет витража подобен партитуре симфонии, а витраж — это та же симфония в исполнении оркестра.
Все знают Туве Янссон как детскую писательницу, «маму муми-троллей». Но сама Янссон всегда подчёркивала, что в первую очередь она — художница, и не слишком серьёзно относилась к своей литературной деятельности.
В сороковым годах Туве продавала свои живописные полотна, однако постоянный заработок ей приносила иллюстрация. Она бралась за бесчисленное количество детских журналов, газет, рисовала карикатуры и обложки книг. Её графика высоко ценилась. В 1941 году шведские издания называли её «лучшим карикатуристом Финляндии».
Туве Янссон. С Новым годом!, рисунок тушью, 1946,Hagelstam.fi На рисунке посвещение и подпись: "От доктора Йохансана с наилучшими пожеланиями... Туве Янссон"
Фотография «Зима на пятой Авеню» была сделана 22 февраля 1893 года. Фотограф Альфред Стиглиц провел более трех часов на заснеженной улице в ожидании подходящего момента для съемки.
Перспектива улицы давала надежду на идеальный кадр, но для достижения требуемого эффекта необходимо было добавить некоторой драматичности кадру. Наконец через три часа ожидания на улице появилась повозка, медленно двигавшаяся сквозь снежную бурю. Этот кадр вошел в историю искусства фотографии эпохи пикториализма.
Что делают аниматоры в свободное время? Конечно, рисуют для себя, для друзей — рисуют во всех жизненных обстоятельствах.
Шесть лет тому назад режиссеру и художнику Октябрине Потаповой (ф-мы «Однажды», «Дедушкин валенок» и др.), ученице легендарного Ф. С. Хитрука пришлось уехать на родину в Якутск. Когда смогла снова начать работать, захотелось вернуться к задуманным проектам, появилась идея создания студии и школы национальной анимации. Но пока решила нарисовать к Новому году серию рисунков-фаз движения анимационных персонажей, подобно тому, как это делается в классической рисованной анимации. В прошлом 2023 году — к году Зайца она «оживляла» зайчика.
Рождественская традиция Метрополитан-музея
Метрополитен-музей продолжает ежегодную традицию украшения рождественской елки фигурками, выполненными в XVIII веке неаполитанскими мастерами вертепных композиций. Коллекция была подарена музею Лореттой Хайнс Ховард, которая собирала ее с 1925 года. Впервые коллекция Лоретты Ховард была представлена в музее в 1957 году, а с 1964 года регулярно украшает рождественскую ель музея в зале средневековой скульптуры.
Что такое современное искусство и в какой момент истории оно возникает? Холсты, залитые краской, упакованный Рейхстаг, граффити на стенах. Как научиться распознавать современное искусство? Какие критерии оценки существуют в современной культуре?
Об этом и о многом другом мы поговорим на примере творчества самых известных художников второй половины ХХ века.
Перед курсом «История современного искусства» хотим предложить небольшой тест. Просто, чтоб напомнить, что изучать современное искусство — нескучно.
НАЧАТЬ ТЕСТ
Какое прозвище получил американский художник Джексон Поллок?
0%
Джексон Поллок получил это прозвище за изобретенную художником технику живописи. В 1947 Поллок начинает работать на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу, и разбрызгивает краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Впоследствии такую технику стали называть капельной живописью или дриппингом, хотя сам художник предпочитал термин льющаяся техника. Именно из-за этого он получает кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper).
0%
0%
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
В апреле 1958 Ив Кляйн делает знаменитейшую выставку «Пустота». Более 3000 человек были вынуждены стоять в очереди, чтобы посетить пустое пространство. Кляйн решил, что, если пустота — произведение, ее можно продать. На фото знаменитый французский философ вместе с Кляйном уничтожает свидетельство о праве собственности на «Пустоту». Кто он?
Самым знаменитым покупателем столь необычного произведения искусства стал французский философ Альберт Камю. На фото они вместе С Кляйном на берегу Сены уничтожают свидетельство о покупке.
0%
0%
0%
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
О Йоко Оно зачастую говорят в неразрывной связи с Джоном Ленноном, хотя к моменту знакомства с участником The Beatles в 1968 году она уже была далеко не безызвестной художницей, видной участницей хэппенинг-движения «Флюксус». Стоявшая у истоков перформативного искусства, Йоко Оно стала одной из первых, кто стал включать в свои акции зрителя. В ходе ее перформанса, впервые представленном в 1964 году, художница сидела на коленях в своем лучшем платье, перед ней лежали ножницы. Что предлагалась сделать зрителям?
0%
0%
Во время перформанса «Cut Piece» Яко Оно зрителям предлагалось подняться к ней на сцену и отрезать по кусочку ее одежды. Некоторые подходили и отрезали небольшие фрагменты юбки или блузки, другие же смело надрезали бретельки бюстгальтера и срезали куски одежды.
0%
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Центральный художественный прием постмодернизма — пастиш — смесь различных имитаций искусства прошлого. Иронизм пастиша доступен лишь знатокам первоисточников. Как думаете, кого цитирует скульптор?
0%
Скульптура Заяц была создана в 1984 году из бронзы немецким скульптором Юргеном Гертцем (Juergen Goertz) как пародия на знаменитую графическую работу уроженца Нюрнберга Альбрехта Дюрера «Заяц», созданную им в XVI веке, и установлена на гранитном постаменте в центре города.
0%
0%
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Известный уличный художник во время самоизоляции разрисовал свою ванную. На стенах нарисованы крысы, которые громят комнату и считают дни — делают зарубки на стенах. «Жена ненавидит, когда я работаю из дома», — подписал изображения художник. Кто он?
0%
0%
Автор замечательного граффити — «Бэнкси» — английский андерграундный художник стрит-арта, политический активист и режиссёр, работающий с 1990-х годов.
0%
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Знать что-то одно на отлично значит быть узкопрофильным специалистом, а это неплохо!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Тест был непростым, но вы справились почти с половиной вопросов! Поздравляем!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Прекрасный результат! Вы продемонстрировали недюжинную внимательность!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Хорошо для нашего теста это отлично! Вы знаете о современном искусстве больше, чем простой обыватель.
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Невероятно! Вы ответили на все вопросы правильно! Приглашаем Вас стать почетным участником нашего курса «История современного искусства»
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Выдаваемые документы
Курс «История современного искусства» —дополнительная образовательная программа
22 академических часов: из них 20 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
[ Тема 1 ]
Нью-йоркская школа и послевоенная абстракция в США. Ситуация в США во время войны. Аршил горки и Ханс Хофманн. Джексон Поллок и героическое поколение.
[ Тема 2 ]
Трагедия и утопия. Экзистенциализм в европейском послевоенном искусстве. Французский ташизм и немецкая информель. Опыты с поверхностью: Клейн, Фонтана, Мандзони. Оп-арт и кинетическое искусство.
[ Тема 3 ]
Поп-арт и искусство эпохи масс-медиа. Английский поп-арт. Кейдж и ассамбляж. Прото-поп Джонса и Раушенберга. Уорхол. Ольденбург. Розенквист. Вессельман.
[ Тема 4 ]
Процессуальное искусство 60х годов. Хеппенинг, перформанс, флюксус. Алан Капроу и галерея Реубен. Юргис Мачьюнас и неодада. Джордж Брехт
[ Тема 5 ]
Холодные 70е. Фотореализм. Минимализм. Ленд-арт
[ Тема 6 ]
Концептуализм и концептуальное искусство
[ Тема 7 ]
«Новая живописность» в Европе и Америке. Трансавангард и «новые дикие». Неоэкспрессионизм в Германии. Возвращение к живописи в США.
[ Тема 8 ]
Стрит-арт и граффити
[ Тема 9 ]
Post-modern. Искусство 1980–1990х. Понятие постмодернизма. Искусство как пастиш. Новый консюмеризм. Апроприация.
[ Тема 10 ]
«Молодые британские художники»
На заставке: Fernand Léger «La Partie de campagne (Deuxième état)», 1953.