Скуратовская Марьяна — историк и исследователь, экскурсовод и лектор Музея русского импрессионизма, специалист по истории моды читает в ХПМТ курс «История костюма галантного века». Мы попросили автора курса рассказать о важном явлении моды того периода — фижмах и панье.
В начале XVIII века мода оставалась похожей на моду конца XVII века, популярны были платья-мантуи и высокие прически. Позже от высоких причесок отказываются, а костюм становится более объемным. В моду вновь входят каркасы для юбок, и в определенной степени именно пышные юбки становятся важнейшим символом XVIII века.
![Nicolas Walraven van Haften — Portrait of a Family in an Interior — 1982](https://static.tildacdn.com/tild3133-6530-4239-a361-653038613731/image3.jpg)
Силуэт становится более женственный, потому что талия обозначена корсетом, от которого расширяется пышная юбка. Такие конструкции назывались фижмами или панье. Фижмы или панье — это нижние юбки из плотной ткани, в которую с изнанки вставлялись обручи. Такая мода зародилась на этот раз не во Франции, как можно предположить, а в Англии на рубеже 1700–1710 годов. Из Англии мода на такие юбки попадает в Париж, а оттуда распространяется по всей Европе.
![](https://static.tildacdn.com/tild3737-6135-4239-a565-363962303863/image2.jpg)
Способствовало распространению моды активно развивающееся шелковое ткачество: нарядные шелковые ткани становятся более доступными, и это провоцирует моду на все более и более широкие юбки.
![](https://static.tildacdn.com/tild6330-6462-4432-b636-376434613537/image4.jpg)
Когда фижмы только появились, то форма у них была конической, а затем они стали расширяться и к середине века они стали еще и «сплющиваться» спереди и сзади (таким образом юбка спереди и сзади была плоская, а по бокам широкая).
Возникают две основные формы: одна французская, когда юбки расширялись как веер, а другой вариант — английский — скорее напоминал параллелепипед или даже комод. Французский вариант казался тогда более эстетичным и симпатичным, чем английский.
Достигнув максимума к середине века, фижмы постепенно начинают уменьшаться, так как такая конструкция была достаточно неудобной, поэтому к середине века возникают разные облегченные конструкции и даже укороченные варианты, которые состояли из двух отдельных половинок. В Англии их называли фальшивыми бедрами.
Возникают две основные формы: одна французская, когда юбки расширялись как веер, а другой вариант — английский — скорее напоминал параллелепипед или даже комод. Французский вариант казался тогда более эстетичным и симпатичным, чем английский.
Достигнув максимума к середине века, фижмы постепенно начинают уменьшаться, так как такая конструкция была достаточно неудобной, поэтому к середине века возникают разные облегченные конструкции и даже укороченные варианты, которые состояли из двух отдельных половинок. В Англии их называли фальшивыми бедрами.
![](https://static.tildacdn.com/tild3064-3835-4838-b662-313061326637/image5.jpg)
Фижмы — не просто предмет гардероба, это еще и предмет, который волнует общество. Человечество уже проходило подобный этап, когда в моде были вертюгали в эпоху Ренессанса, но на фижмах ткани были более легкими, и вся эта конструкция двигалась, порой задиралась, оказывались видны ножки с подвязками… Сохранились сведения о том, что женщины специально ходили так, чтобы их юбки соблазнительно колыхались, и это восхищало и поражало мужчин. Можно сказать, что эротический акцент в костюме смещается с декольте чуть пониже. Однако назвать фижмы удобными, конечно же, тоже нельзя. Их много обсуждали и критиковали, такую моду называли вредной, слишком дорогой, но все равно ношение фижмы оставалось вопросом не красоты или удобства, а статуса.
![Портрет Анны Оржельской, Антуан Пэн, 1728.](https://static.tildacdn.com/tild6662-6233-4666-b164-343733373566/image1.jpg)
Курс «История костюма галантного века»