Скуратовская Марьяна — историк и исследователь, экскурсовод и лектор Музея русского импрессионизма, специалист по истории моды читает в ХПМТ курс «История костюма галантного века». Мы попросили автора курса рассказать о важном явлении моды того периода — фижмах и панье.
В начале XVIII века мода оставалась похожей на моду конца XVII века, популярны были платья-мантуи и высокие прически. Позже от высоких причесок отказываются, а костюм становится более объемным. В моду вновь входят каркасы для юбок, и в определенной степени именно пышные юбки становятся важнейшим символом XVIII века.

Силуэт становится более женственный, потому что талия обозначена корсетом, от которого расширяется пышная юбка. Такие конструкции назывались фижмами или панье. Фижмы или панье — это нижние юбки из плотной ткани, в которую с изнанки вставлялись обручи. Такая мода зародилась на этот раз не во Франции, как можно предположить, а в Англии на рубеже 1700–1710 годов. Из Англии мода на такие юбки попадает в Париж, а оттуда распространяется по всей Европе.

Способствовало распространению моды активно развивающееся шелковое ткачество: нарядные шелковые ткани становятся более доступными, и это провоцирует моду на все более и более широкие юбки.

Когда фижмы только появились, то форма у них была конической, а затем они стали расширяться и к середине века они стали еще и «сплющиваться» спереди и сзади (таким образом юбка спереди и сзади была плоская, а по бокам широкая).
Возникают две основные формы: одна французская, когда юбки расширялись как веер, а другой вариант — английский — скорее напоминал параллелепипед или даже комод. Французский вариант казался тогда более эстетичным и симпатичным, чем английский.
Достигнув максимума к середине века, фижмы постепенно начинают уменьшаться, так как такая конструкция была достаточно неудобной, поэтому к середине века возникают разные облегченные конструкции и даже укороченные варианты, которые состояли из двух отдельных половинок. В Англии их называли фальшивыми бедрами.
Возникают две основные формы: одна французская, когда юбки расширялись как веер, а другой вариант — английский — скорее напоминал параллелепипед или даже комод. Французский вариант казался тогда более эстетичным и симпатичным, чем английский.
Достигнув максимума к середине века, фижмы постепенно начинают уменьшаться, так как такая конструкция была достаточно неудобной, поэтому к середине века возникают разные облегченные конструкции и даже укороченные варианты, которые состояли из двух отдельных половинок. В Англии их называли фальшивыми бедрами.

Фижмы — не просто предмет гардероба, это еще и предмет, который волнует общество. Человечество уже проходило подобный этап, когда в моде были вертюгали в эпоху Ренессанса, но на фижмах ткани были более легкими, и вся эта конструкция двигалась, порой задиралась, оказывались видны ножки с подвязками… Сохранились сведения о том, что женщины специально ходили так, чтобы их юбки соблазнительно колыхались, и это восхищало и поражало мужчин. Можно сказать, что эротический акцент в костюме смещается с декольте чуть пониже. Однако назвать фижмы удобными, конечно же, тоже нельзя. Их много обсуждали и критиковали, такую моду называли вредной, слишком дорогой, но все равно ношение фижмы оставалось вопросом не красоты или удобства, а статуса.

Курс «История костюма галантного века»