Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нина Кандинская. Прогулка. 1917. По рисунку Василия Кандинского.ГМИИ им. А. С. Пушкина. Стекло, масло, фольга
В 1917–1918 годах Нина Кандинская вместе с мужем занималась подстекольной живописью. Подстекольная живопись — особый вид искусства, который создается на прозрачной поверхности и имеет ряд неповторимых технологических особенностей. Василий Кандинский назвал эту необычную технику «живописью наоборот»...
Портрет и фоторепортаж оставались основными жанрами Генде-Роте. Игрушки на открытке — предметная макросъёмка. Карточка выделяется не только в общей коллекции советских открыток, но, видимо, была нетипичной для всего творчества фотографа. Интересно было узнать, как матрёшки появились на открытках.
В старом бумажном фотоальбоме, непонятно от кого доставшемся в наследство, есть целый раздел с новогодними открытками. Две из них стоят рядом: на одной из карточек кукольный Дед Мороз с подъемного крана поздравляет с Новым годом новосёлов, на второй — заглядывает в окно дома на Садовой, 12. Захотелось узнать, кадры из какого советского мультфильма напечатали на почтовых открытках. Оказалось, что никакого отношения к мультипликации открытки не имеют ...
Новогодние поздравления от Энди Уорхола x Tiffany & Co.
В 1956 году Уорхол получил заказ от Tiffany's на производство рождественских открыток. В то время он еще не выставлялся в галереях со своими банками с супом, и был успешным, хорошо оплачиваемым нью-йоркским иллюстратором ...
Санта-Клаус не всегда был таким круглым, веселым, бородатым, каким мы знаем его сегодня. В XIX веке его часто изображали худощавым, похожим на эльфа, который должен был стоять на защите детей и моряков. Тощий и изможденный со всклокоченной бородой Санта иногда появлялся в зелёной куртке, иногда в красном пальто и шляпе с черной отделкой ...
Анри де Тулуз-Лотрек. С Рождеством и Новым годом. Литография, 1896 / Sothebys.com
Ещё одно поздравление с рождеством и Новым годом от «великих». Это чрезвычайно редкая гравюра Тулуз-Лотрека. В 1896 году мисс Мэй Белфорт, британская певица, которую Тулуз-Лотрек неоднократно изображал, использовала эту литографию в качестве рождественской открытки. Три из пяти известных оттисков подписаны и датированы мисс Белфорт.
Ханзан Мацукава. Обезьяна с новогодним апельсином и зубочисткой, около 1860 года (Год Обезьяны). Гравюра на дереве (17,9 x 25,1 см). Бруклинский музей, подарок доктора Элеоноры З. Уоллес в память о своем муже, докторе Стэнли Л. Уоллесе, 2002.121.35
Ханзан Мацукава – график укиё-э. Родился и работал в Осака. В 1882 году копировал древнюю живопись в Сиги-дзи (пров. Кавати), но скончался, не закончив работы. Специализировался на суримоно; также иллюстрировал книги.
Витраж «Рождественская ночь» по макету Анри Матисса
Анри Матисс. Макет витража «Рождественская ночь» в технике декупажа. 1952 (335 х 135 см.) Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Заказ на витраж «Рождественская ночь» Анри Матисс получил от журнала «Лайф» 15 января 1952 г., уже в феврале макет витража в технике декупажа был закончен, и в этом же году Поль Бони исполнил витраж. И макет, и витраж были переданы «Тайм, инкорпорейтед» в дар Музею современного искусства в Нью-Йорке. Сейчас они висят по соседству в одном зале.
В 1954 году Матисс писал Альфреду Барру, директор-основатель Музея современного искусства:
— Уважаемый мсье! Благодарю Вас за фотографии, которые очень меня заинтересовали. Я задаю себе вопрос относительно размещения витража «Рождественская ночь» и его макета — не вредит ли им их соседство, потому что посетители музея не смогут, быть может, объяснить причины различия между макетом и витражом. Они не отдают себе отчета, что макет витража подобен партитуре симфонии, а витраж — это та же симфония в исполнении оркестра.
Все знают Туве Янссон как детскую писательницу, «маму муми-троллей». Но сама Янссон всегда подчёркивала, что в первую очередь она — художница, и не слишком серьёзно относилась к своей литературной деятельности.
В сороковым годах Туве продавала свои живописные полотна, однако постоянный заработок ей приносила иллюстрация. Она бралась за бесчисленное количество детских журналов, газет, рисовала карикатуры и обложки книг. Её графика высоко ценилась. В 1941 году шведские издания называли её «лучшим карикатуристом Финляндии».
Туве Янссон. С Новым годом!, рисунок тушью, 1946,Hagelstam.fi На рисунке посвещение и подпись: "От доктора Йохансана с наилучшими пожеланиями... Туве Янссон"
Фотография «Зима на пятой Авеню» была сделана 22 февраля 1893 года. Фотограф Альфред Стиглиц провел более трех часов на заснеженной улице в ожидании подходящего момента для съемки.
Перспектива улицы давала надежду на идеальный кадр, но для достижения требуемого эффекта необходимо было добавить некоторой драматичности кадру. Наконец через три часа ожидания на улице появилась повозка, медленно двигавшаяся сквозь снежную бурю. Этот кадр вошел в историю искусства фотографии эпохи пикториализма.
Что делают аниматоры в свободное время? Конечно, рисуют для себя, для друзей — рисуют во всех жизненных обстоятельствах.
Шесть лет тому назад режиссеру и художнику Октябрине Потаповой (ф-мы «Однажды», «Дедушкин валенок» и др.), ученице легендарного Ф. С. Хитрука пришлось уехать на родину в Якутск. Когда смогла снова начать работать, захотелось вернуться к задуманным проектам, появилась идея создания студии и школы национальной анимации. Но пока решила нарисовать к Новому году серию рисунков-фаз движения анимационных персонажей, подобно тому, как это делается в классической рисованной анимации. В прошлом 2023 году — к году Зайца она «оживляла» зайчика.
Рождественская традиция Метрополитан-музея
Метрополитен-музей продолжает ежегодную традицию украшения рождественской елки фигурками, выполненными в XVIII веке неаполитанскими мастерами вертепных композиций. Коллекция была подарена музею Лореттой Хайнс Ховард, которая собирала ее с 1925 года. Впервые коллекция Лоретты Ховард была представлена в музее в 1957 году, а с 1964 года регулярно украшает рождественскую ель музея в зале средневековой скульптуры.
Больше ангелов и херувимов
История костюма галантного века
История искусства
Когда начнется курс?
Наш курс посвящён истории европейского костюма XVIII столетия.
Вы узнаете о том, как строился женский и мужской костюм эпохи, которую иногда называют «галантной» – ткани, крой, цвета, отделка; из какого количества слоёв – от белья до верхней одежды – он состоял; какими аксессуарами – от обуви до украшений – его дополняли; какими были причёски; какую роль играла декоративная косметика; развеем также и ряд популярных мифов о моде той эпохи. Мы проследим за тем, как всё изменилось всего лишь за один век - начиная с последних лет правления Людовика XIV и знакомства России с европейским костюмом, и заканчивая Великой Французской революцией, которая сдует пудру с волос аристократов.
В результате представление о том, как одевались в те времена, станет намного более упорядоченным. XVIII век развернётся во всей своей красоте. И когда Вы будете посещать музеи, читать книги на исторические темы и смотреть соответствующие фильмы, костюмы смогут рассказать Вам гораздо больше, чем раньше – они станут верными проводниками в мир истории и искусства, помогая в них разбираться.
Курс рассчитан на самый широкий круг слушателей – всех тех, кто неравнодушен к увлекательной теме истории костюма и моды
Выдаваемые документы
Курс «История костюма галантного века» — дополнительная образовательная программа
14 академических часов: из них 12 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
1
[ Занятие 1 ] Вводная часть
Формообразующий костюм эпохи. Фижмы – история появления, конструктивные особенности, критика современниками. Мастерство изготовления корсетов, виды корсетов. Женские чулки и подвязки. Подвесные карманы – предшественники женских сумок. Особенности мужского нижнего белья.
2
[ Занятие 2 ] Костюм первой половины XVIII века
Живопись как источник по истории костюма. Музейные коллекции, заслуживающие внимания. Материалы – ткани и расцветка. Основные типы женских платьев. Отделка: от кружев до вышивки. Комплекс мужского костюма. Женские и мужские причёски. Использование декоративной косметики.
3
[ Занятие 3 ]Костюм 1770-х
Новые типы женских платьев. Особенности придворного костюма. Популярные типы украшений.Женские высокие причёски как сарториальный символ XVIII века. Субкультура «макарони». Роль модисток в модной индустрии. Мария-Антуанетта как икона стиля и её «министр моды» Роза Бертен.
4
[ Занятие 4 ]Костюм 1780-х
Ускорение смен модных форм. Мода в поисках новых источников вдохновения. Ориентализм и новые типы платьев. Англомания и её влияние на костюм. Роль прессы в распространении информации о модных новинках. Дело о бриллиантовом ожерелье и «сорочка королевы».
5
[ Занятие 5 ] Конец эпохи
«Революционные приметы»: от фригийских колпаков до трёхцветных кокард. Перемены в индустрии моды. Античность как новый источник вдохновения. Великая Французская революция и её влияние на общеевропейский костюм.
Тест
Панье или кринолин?
Предлагаем пройти тест на знание терминов из истории костюма
Пройти тест
Один из видов ночной рубашки, обычно выглядящий как длинное платье.
Впервые неглиже появилось во Франции XVIII века, причём в то время также называли мужской и женский лёгкий костюм для путешествий и прогулок.
0%
Впервые неглиже появилось во Франции XVIII века, причём в то время также называли мужской и женский лёгкий костюм для путешествий и прогулок.
0%
Впервые неглиже появилось во Франции XVIII века, причём в то время также называли мужской и женский лёгкий костюм для путешествий и прогулок.
0%
Впервые неглиже появилось во Франции XVIII века, причём в то время также называли мужской и женский лёгкий костюм для путешествий и прогулок.
0%
Дальше
Узнать результат
Декоративная деталь швейного изделия в виде широкой полосы материала особого кроя, обеспечивающей её волнообразный край.
Воланы кроят по косой или поперечной нити в виде круга, полукруга, кольца и спирали, их притачивают срезом, имеющим меньшую длину, от излишков длины по отлетному краю образуются мягкие фалды.
0%
Воланы кроят по косой или поперечной нити в виде круга, полукруга, кольца и спирали, их притачивают срезом, имеющим меньшую длину, от излишков длины по отлетному краю образуются мягкие фалды.
0%
Воланы кроят по косой или поперечной нити в виде круга, полукруга, кольца и спирали, их притачивают срезом, имеющим меньшую длину, от излишков длины по отлетному краю образуются мягкие фалды.
0%
Воланы кроят по косой или поперечной нити в виде круга, полукруга, кольца и спирали, их притачивают срезом, имеющим меньшую длину, от излишков длины по отлетному краю образуются мягкие фалды.
0%
Дальше
Узнать результат
Дамский жакет с рукавами «три четверти», популярный во второй половине XVIII века.
Карако представлял собой приталенную распашную куртку, длина которой, как правило, доходила до бедер.
0%
Карако представлял собой приталенную распашную куртку, длина которой, как правило, доходила до бедер.
0%
Карако представлял собой приталенную распашную куртку, длина которой, как правило, доходила до бедер.
0%
Карако представлял собой приталенную распашную куртку, длина которой, как правило, доходила до бедер.
0%
Дальше
Узнать результат
Каркас из ивовых или стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке
В Германии и в России подобные каркасы назывались фижмами. Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта — «перевёрнутой рюмочки».
0%
В Германии и в России подобные каркасы назывались фижмами. Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта — «перевёрнутой рюмочки».
0%
В Германии и в России подобные каркасы назывались фижмами. Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта — «перевёрнутой рюмочки».
0%
В Германии и в России подобные каркасы назывались фижмами. Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта — «перевёрнутой рюмочки».
0%
Дальше
Узнать результат
Дамская высокая причёска эпохи Людовика XIV и одноимённый чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев, между которыми распределены пряди волос.
Во время очередной королевской охоты юная фаворитка короля Франции — Анжелика де Руссиль-Фонтанж нечаянно растрепала свои локоны и, чтобы длинные волосы не мешали ей охотиться, подвязала их фрагментом кружева.
0%
Во время очередной королевской охоты юная фаворитка короля Франции — Анжелика де Руссиль-Фонтанж нечаянно растрепала свои локоны и, чтобы длинные волосы не мешали ей охотиться, подвязала их фрагментом кружева.
0%
Во время очередной королевской охоты юная фаворитка короля Франции — Анжелика де Руссиль-Фонтанж нечаянно растрепала свои локоны и, чтобы длинные волосы не мешали ей охотиться, подвязала их фрагментом кружева.
0%
Во время очередной королевской охоты юная фаворитка короля Франции — Анжелика де Руссиль-Фонтанж нечаянно растрепала свои локоны и, чтобы длинные волосы не мешали ей охотиться, подвязала их фрагментом кружева.
0%
Дальше
Узнать результат
Глубокий вырез в женской одежде, частично открывающий плечи и грудь.
Появление декольте связано с развитием портновского искусства: одежда из неэластичных тканей за счёт кроя стала прилегать к телу, застёгиваться на пуговицы, однако, начала больше стеснять движения. Это привело к тому, что ранее наглухо закрытые жилетки стали открывать сначала шею, а потом и грудь.
0%
Появление декольте связано с развитием портновского искусства: одежда из неэластичных тканей за счёт кроя стала прилегать к телу, застёгиваться на пуговицы, однако, начала больше стеснять движения. Это привело к тому, что ранее наглухо закрытые жилетки стали открывать сначала шею, а потом и грудь.
0%
Появление декольте связано с развитием портновского искусства: одежда из неэластичных тканей за счёт кроя стала прилегать к телу, застёгиваться на пуговицы, однако, начала больше стеснять движения. Это привело к тому, что ранее наглухо закрытые жилетки стали открывать сначала шею, а потом и грудь.
0%
Появление декольте связано с развитием портновского искусства: одежда из неэластичных тканей за счёт кроя стала прилегать к телу, застёгиваться на пуговицы, однако, начала больше стеснять движения. Это привело к тому, что ранее наглухо закрытые жилетки стали открывать сначала шею, а потом и грудь.
0%
Дальше
Узнать результат
1 из 5
Пройти еще раз
2 из 5
Пройти еще раз
3 из 5
Пройти еще раз
4 из 5
Пройти еще раз
5 из 5
Пройти еще раз
Дистанционный курс
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Вы можете подключиться к онлайн-лекциям и вебинарам с любого устройства – со своего компьютера, планшета или телефона.
Слушатели могут задать вопрос преподавателю в прямом эфире: включить аудио- и видеосвязь или написать в чат ZOOMа.
Лекции курса будут доступны в записи на время курса и в течение двух недель после его завершения.
Как записаться на курс
1
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ на странице курса. Откройте письмо, оправленное автоматически на вашу электронную почту в ответ на регистрацию.
2
Нажмите в письме на синюю кнопку СПОСОБЫ ОПЛАТЫ и произведите оплату в удобной для вас форме. НОМЕР ЗАЯВКИ/ДОГОВОРА указан в письме.
3
Нажмите на красную кнопку ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ. Внесите в анкету ваши данные, прикрепите к форме ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ (отдельно высылать документ об оплате не надо).
4
После заполнения формы нажмите на кнопку ОТПРАВИТЬ