Лекция 1. Народные художественные промыслы: понятие, классификация, основные этапы развития, взаимодействие с государством (2 часа)
Полонникова Н.В.
Особенности складывания промысловой деятельности в России. Основные этапы. Проблемы словарной атрибутики, определений в понятиях промысел, кустарная промышленность, кустарь и т.п. Классификация промыслов по региональному, отраслевому и прочим принципам. Промысловые центры и их размещение. Численность кустарей и промыслов в разный период времени. Изделия кустарной промышленности. Формы, методы передачи мастерства в современных художественных промыслах. Эстетические основы народного художественного искусства и художественных промыслов.
Научно-справочный аппарат, литература и источники по народным художественным промыслам: статистические сборники, прейскуранты, определители, указатели клейм, дополнительные источники.Архивные документы. Герменевтика, эвристика и источниковедческий синтез. Закономерности развития искусства народных художественных промыслов.
Основные мероприятия по поддержке НХП: периоды, меры, итоги.
Кустарный музей, НИИХП, Фонд НХП РФ, Ассоциация НХП РФ и прочие организации, их роль в народном искусстве. Правовые аспекты в народных художественных промыслах России: документы и материалы. Промыслы сегодня. Частная собственность, лицензионное, авторское и музейное право на произведения НХП.
Лекция 2. Выставки и народные художественные промыслы (2 часа)
Полонникова Н.В.
Промышленные выставки в мировой культуре. Международные, Всероссийские промышленные и художественно-промышленные выставки: история и современность. Промышленные выставки, как двигатель развития народного и декоративно-прикладного искусства. Роль России в международных промышленных и художественно-промышленных выставках. Основные тенденции и особенности. Современные выставки и мероприятия НХП. Изделия НХП в современном жилом и общественном интерьере.
Лекция 3. Влияние языческих представлений на традиционные промыслы XVII-XIX века (2 часа)
Бицадзе Н.В.
Многие виды традиционных ремёсел родились из языческих ритуалов, но в большинстве случаев глубинный их смысл был забыт, но форма, материалы, технология остались неизменными. Важно понимать, почему эти моменты сохранились без изменений, что за этим стоит.
Лекция 4. Керамика и фарфор (2 часа)
Полонникова Н.В.
Развитие фарфорово-фаянсовой промышленности в России. Завод А. Гребенщикова. Императорский фарфоровый завод. Гжель. Завод Ауэрбаха, братьев Поповых, Корниловых, Сафроновых, Батенина и других. Империя Кузнецовых. Основные торговые марки западно-европейского фарфора. Определение качества керамических изделий визуальным методом. Материалы для производства керамики. Виды керамики, способы декорирования. Дефекты: формовки, литья, сушки, обжига, глазурования, росписи, штамповки, деколя. Керамические изделия Российских и иностранных производителей.
Лекция 5. Московский изразец (2 часа)
Баранова С.И.
Изразец как декоративный элемент архитектурной керамики. Многовековая и витиеватая история русского изразца с XVI века до начала ХХ века. Москва – производственный центр и экспериментальная площадка для разработки новых идей в области керамики.
Лекция 6. Народная икона (2 часа)
Бицадзе Н.В.
Народная икона распадается на два «потока» - профессиональная икона, создаваемая для невзыскательного потребителя («расхожая», «раздаточная» икона) и икона, создаваемая непрофессионалами, народными умельцами, которые писали иконы время от времени, это не было их основным способом зарабатывания денег. Сходство, различия, особенности технологии и иконографии.
Лекция 7. От иконы - к лаковой миниатюре (2 часа)
Бицадзе Н.В.
Лекция 8-9. Искусство лаковой миниатюры в России (4 часа)
Полонникова Н.В.
Российские лаковые промыслы одни из самых значимых не только в России, но и в мире. Вот уже более двухсот лет они приковывают к себе особое внимание, как специалистов, музейщиков, антикваров, владельцев галерей и простых людей. Люди разных национальностей, конфессий готовы отдавать огромные деньги за искусство, которому уже почти нет аналогов в мире.
- Лаковые промыслы на металле. Нижний Тагил и Жостово. Этапы становления, направления в развитии, художники, стиль.
- Лаковая промышленность на папье-маше. Федоскино, Мстера, Холуй и Палех. Этапы становления, направления в развитии, художники, стиль.
Лекция 10. Старообрядчество и художественные промыслы Нижегородского края (2 часа)
Бицадзе Н.В.
Лекции 11-12. Дерево – символ России (4 часа)
Полонникова Н.В.
Навыки художественной обработки древесины для любой российской глубинки никогда не были проблемой, наоборот, каждая губерния, каждое село славились своими необыкновенными деревянными предметами обихода. Промыслы по дереву – особый вид кустарной промышленности, который занимал в России одно из первых мест не только по объему продукции, но и спектру, разнообразию и красоте изделий.
- Бытовые и художественные промыслы по дереву. Богородское, Городец, Семеново, Хохлома, Мезень и др.
- Феномен матрешки. История появления, основные промыслы, покорение мировых подиумов. Мифы и легенды, реальность и будущее.
Лекция 13. Народная игрушка (2 часа)
Бицадзе Н.В.
Упор будет сделан на обрядовую куклу - значение, виды, технология. Глиняная и деревянная игрушка - виды, центры. Роль Сергия Радонежского в возникновении игрушечного промыслам в Сергиевопосадском районе. Музей игрушки в Сергиевом Посаде.
Лекция 14. Русское стекло (2 часа)
Полонникова Н.В.
История стекла. Русское стекло: особенности, стилистика. Хрустальные и стекольные короли России: Мальцовы, Бахметьевы, Орловы. Ассортимент хрустально-стекольной продукции. Виды стекла и хрусталя. Виды огранки. Оценка и проверка качества художественных изделий из стекла. Стекло и хрусталь сегодня.
Финифтяные производства в России: Ростов, Москва, Санкт-Петербург, Великий Устюг: вчера, сегодня, завтра.
Лекция 15. Русский художественный металл (2 часа)
Полонникова Н.В.
Художественное литье XVIII-XXI вв. Предметы из чугуна и бронзы. Ассортимент, особенности, основные производства, проблемы экспертизы. Тульское оружие. Гравюры на стали - Златоуст. Художественное литье из чугуна: Касли, Куса, Тагил и другие заводы Южного Урала. Бытовые предметы из металла.
Лекция 16. Ткани и костюм (2 часа)
Полонникова Н.В.
История тканей в России. Художественное ткачество, набойка, фотопечать. Преемственность традиций и стилистические особенности. Основные фабрики, производства и достижения российских тканей на международной арене. Производство шалей, платков и русского кружева. История и современность.
Лекция 17-19. Основные формы русского народного костюма. Текстиль и украшение текстиля. Кружево и вышивка. Головные уборы и украшения (6 часов)
Введение в историю русского народного костюма (2 часа)
Базовые формы русского народного костюма. Конструктивные особенности мужского и женского костюма, их эволюция. Северорусский и южнорусский костюмные комплексы.
Русский костюм как эстетический феномен. Одежда различного назначения (будничная, праздничная, свадебная, траурная), одежда различных социальных групп (спецификация по возрасту, семейному положению). Проникновение в народный костюм элементов городского костюма. Западноевропейские и азиатские заимствования. Стандартизация крестьянского костюма на рубеже XIX – XX вв.
Украшение русского народного костюма (2 часа)
Цветность одежды. Текстиль: основные виды ткани, их мера и качество. Применение шелковых, золотых и серебряных нитей. Украшение текстиля. Основные способы орнаментации тканей домашнего изготовления: ткачество, вышивка, набойка.
Русское кружево. Начало производства. Кружево золотосеребряное, с включением жемчуга. Основные центры кружевоплетения. Многообразие русских кружевных узоров и начало их унификации. Западноевропейская мода второй половины XIX – начала XX вв. на русское кружево.
Отделка русского народного костюма декором машинного производства.
Оформление портретной зоны (2 часа)
Головные уборы и прически: мужские, женские, девичьи. Взаимосвязь головного убора и прически. Типология кокошника и способы его ношения. Платки и шали: орнаментальное разнообразие. Шейные, нагрудные, навесные украшения. Украшения из природных материалов (жемчуг, янтарь и др.), из бисера, стекла, металла, текстиля и пряжи. Специфика деревенского ювелирного ремесла.
Праздничный и свадебный костюм. Особенности северорусского и южнорусского костюмных комплексов.
Лекция 20. Золотное и серебряное шитье (2 часа)
Бицадзе Н.В.
История зарождения, роль монастырей в распространении этого вида искусства. Сходство и различие золотного шитья Торжка и Городца.
Лекция 21. Традиции и новации в культуре Русского Севера (на примере промыслов) (2 часа)
Бицадзе Н.В.
Северный регион - место, где дольше всего сохранялись традиционные формы культуры, но особые географические условия и соседство с коренным жителями Севера привнесли в русскую культуру и новые формы хозяйствования, и новые формы культуры (в том числе - резьбу по кости).