ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Будьте в курсе — старт курсов школы
Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
Народные художественные промыслы. История и современность
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации
09 октября — 30 декабря
21 онлайн-лекция
64 академ. часа
Бесплатно, по регистрации
Вы дизайнер или художник, любите народное искусство, хотите знать о нем больше, найти единомышленников, научиться профессионально работать с традиционными мотивами. Вы сотрудничаете с предприятиями народных промыслов и желаете повысить квалификацию. Словом, готовы отправиться в увлекательное интеллектуальное путешествие в мир русских традиций. Тогда записывайтесь на бесплатный образовательный курс, посвященный истории и современности народных художественных промыслов, который совместно проводят Лаборатория промыслов и РГГУ.

Слушатели курса получат представление
  • об основных видах народных художественных промыслов
  • узнают как развивалась история предприятий народных художественных промыслов
  • в историческом контексте, познакомятся с их современным состоянием
  • разовьют навыки анализа и описания работ народных художественных промыслов
Курс по истории художественных промыслов реализуется при поддержке Минпромторга и ставит своей целью повышение квалификации сотрудников предприятий народных промыслов и подготовку дизайнеров по работе с темой традиционного искусства

Наталья Бицадзе
Наталья Полонникова
Преподаватели
Баранова Светлана Измайловна
доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник, профессор кафедры музеологии РГГУ; специалист по фарфору, керамике и изразцам
Бицадзе Наталья Витальевна
кандидат исторических наук, профессор кафедры искусствоведения Академии И. Глазунова; специалист по художественной ковке, лаковой миниатюре, резьбе по дереву и художественной кости
Полонникова Наталья Васильевна
специалист по экспозиционной и выставочной деятельности I категории экспозиционно-выставочного отдела музея-заповедника Царицыно; эксперт по народной игрушке и золотному шитью
Зимина Татьяна Александровна
научный сотрудник, хранитель мягкого резерва фонда русского народа отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея. Окончила Санкт-Петербургский государственный университет (исторический факультет, кафедра этнографии и антропологии).

Программа курса
64 академических часов: из них 42 академических часа — контактная работа с преподавателем, 2 академических часа — зачет, 20 академических часов на самостоятельную работу [ 1 академический час — 40 минут ]
1
Народные художественные промыслы: понятие, классификация, основные этапы развития, взаимодействие с государством (2 часа)
Полонникова Н.В.

Особенности складывания промысловой деятельности в России. Основные этапы. Проблемы словарной атрибутики, определений в понятиях промысел, кустарная промышленность, кустарь и т. п. Классификация промыслов по региональному, отраслевому и прочим принципам. Промысловые центры и их размещение. Численность кустарей и промыслов в разный период времени. Изделия кустарной промышленности. Формы, методы передачи мастерства в современных художественных промыслах. Эстетические основы народного художественного искусства и художественных промыслов.
Научно-справочный аппарат, литература и источники по народным художественным промыслам: статистические сборники, прейскуранты, определители, указатели клейм, дополнительные источники. Архивные документы. Герменевтика, эвристика и источниковедческий синтез. Закономерности развития искусства народных художественных промыслов.
Основные мероприятия по поддержке НХП: периоды, меры, итоги.
Кустарный музей, НИИХП, Фонд НХП РФ, Ассоциация НХП РФ и прочие организации, их роль в народном искусстве. Правовые аспекты в народных художественных промыслах России: документы и материалы. Промыслы сегодня. Частная собственность, лицензионное, авторское и музейное право на произведения НХП.
2
Выставки и народные художественные промыслы (2 часа)
Полонникова Н.В.

Промышленные выставки в мировой культуре. Международные, Всероссийские промышленные и художественно-промышленные выставки: история и современность. Промышленные выставки, как двигатель развития народного и декоративно-прикладного искусства. Роль России в международных промышленных и художественно-промышленных выставках. Основные тенденции и особенности. Современные выставки и мероприятия НХП. Изделия НХП в современном жилом и общественном интерьере.
3
Влияние языческих представлений на традиционные промыслы XVII–XIX века (2 часа)
Бицадзе Н.В.

Многие виды традиционных ремёсел родились из языческих ритуалов, но в большинстве случаев глубинный их смысл был забыт, но форма, материалы, технология остались неизменными. Важно понимать, почему эти моменты сохранились без изменений, что за этим стоит.
4
Керамика и фарфор (2 часа)
Полонникова Н.В.

Развитие фарфорово-фаянсовой промышленности в России. Завод А. Гребенщикова. Императорский фарфоровый завод. Гжель. Завод Ауэрбаха, братьев Поповых, Корниловых, Сафроновых, Батенина и других. Империя Кузнецовых. Основные торговые марки западно-европейского фарфора. Определение качества керамических изделий визуальным методом. Материалы для производства керамики. Виды керамики, способы декорирования. Дефекты: формовки, литья, сушки, обжига, глазурования, росписи, штамповки, деколя. Керамические изделия Российских и иностранных производителей.
5
Московский изразец (2 часа)
Баранова С.И.

Изразец как декоративный элемент архитектурной керамики. Многовековая и витиеватая история русского изразца с XVI века до начала ХХ века. Москва — производственный центр и экспериментальная площадка для разработки новых идей в области керамики.
6
Народная икона (2 часа)
Бицадзе Н.В.

Народная икона распадается на два «потока» — профессиональная икона, создаваемая для невзыскательного потребителя («расхожая», «раздаточная» икона) и икона, создаваемая непрофессионалами, народными умельцами, которые писали иконы время от времени, это не было их основным способом зарабатывания денег. Сходство, различия, особенности технологии и иконографии.
7
От иконы — к лаковой миниатюре (2 часа)
Бицадзе Н.В.
8
Искусство лаковой миниатюры в России (4 часа)
Полонникова Н.В.

Российские лаковые промыслы одни из самых значимых не только в России, но и в мире. Вот уже более двухсот лет они приковывают к себе особое внимание, как специалистов, музейщиков, антикваров, владельцев галерей и простых людей. Люди разных национальностей, конфессий готовы отдавать огромные деньги за искусство, которому уже почти нет аналогов в мире.
— Лаковые промыслы на металле. Нижний Тагил и Жостово. Этапы становления, направления в развитии, художники, стиль.
— Лаковая промышленность на папье-маше. Федоскино, Мстера, Холуй и Палех. Этапы становления, направления в развитии, художники, стиль.
9
Старообрядчество и художественные промыслы Нижегородского края (2 часа)
Бицадзе Н.В.
10
Старообрядчество и художественные промыслы Нижегородского края (2 часа)
Бицадзе Н.В.
11
Дерево — символ России (4 часа)
Полонникова Н.В.

Навыки художественной обработки древесины для любой российской глубинки никогда не были проблемой, наоборот, каждая губерния, каждое село славились своими необыкновенными деревянными предметами обихода. Промыслы по дереву — особый вид кустарной промышленности, который занимал в России одно из первых мест не только по объему продукции, но и спектру, разнообразию и красоте изделий.
— Бытовые и художественные промыслы по дереву. Богородское, Городец, Семеново, Хохлома, Мезень и др.
— Феномен матрешки. История появления, основные промыслы, покорение мировых подиумов. Мифы и легенды, реальность и будущее.
12
Народная игрушка (2 часа)
Бицадзе Н.В.

Упор будет сделан на обрядовую куклу — значение, виды, технология. Глиняная и деревянная игрушка — виды, центры. Роль Сергия Радонежского в возникновении игрушечного промыслам в Сергиевопосадском районе. Музей игрушки в Сергиевом Посаде.
13
Русское стекло (2 часа)
Полонникова Н.В.

История стекла. Русское стекло: особенности, стилистика. Хрустальные и стекольные короли России: Мальцовы, Бахметьевы, Орловы. Ассортимент хрустально-стекольной продукции. Виды стекла и хрусталя. Виды огранки. Оценка и проверка качества художественных изделий из стекла. Стекло и хрусталь сегодня.
Финифтяные производства в России: Ростов, Москва, Санкт-Петербург, Великий Устюг: вчера, сегодня, завтра.
14
Русский художественный металл (2 часа)
Полонникова Н.В.

Художественное литье XVIII—XXI вв. Предметы из чугуна и бронзы. Ассортимент, особенности, основные производства, проблемы экспертизы. Тульское оружие. Гравюры на стали — Златоуст. Художественное литье из чугуна: Касли, Куса, Тагил и другие заводы Южного Урала. Бытовые предметы из металла.
15
Традиции и новации в культуре Русского Севера (на примере промыслов) (2 часа)
Бицадзе Н.В.

Северный регион — место, где дольше всего сохранялись традиционные формы культуры, но особые географические условия и соседство с коренным жителями Севера привнесли в русскую культуру и новые формы хозяйствования, и новые формы культуры (в том числе — резьбу по кости).
16
Введение в историю русского народного костюма (2 часа)
Зимина Т.А.

Исторические и этнографические формы русского традиционного костюма. Главные составляющие и конструктивные особенности мужского и женского костюма, их эволюция. Основные костюмные комплексы женского народного костюма XIX — начала ХХ века (комплекс с поневой, или южнорусский, комплекс с сарафаном, или северорусский, комплекс с кубельком, комплекс с юбкой). Проникновение в народный костюм элементов городского костюма: комплекс новой одежды или парочка. Западноевропейские и азиатские заимствования. Стандартизация крестьянского костюма на рубеже XIX — XX вв.
17
Русский костюм как эстетический феномен (2 часа)
Зимина Т.А.

Одежда мужская и женская различного назначения (будничная, праздничная, свадебная, траурная), одежда различных социальных групп (сословных и профессиональных групп), социо-возрастных групп русских крестьян (спецификация по возрасту, семейному положению, материальному благосостоянию, общественному статусу), локальных групп.
18
Ткани и костюм (2 часа)
Зимина Т.А.

История тканей в России. Домотканина: основные виды, материал, технология, фактура, качество. Способы декорирования полотнищ ткани: художественное ткачество, набойка. Преемственность традиций и стилистические особенности. Привозные и фабричные ткани. Основные фабрики, производства и достижения российских тканей на международной арене. Производство шалей и платков. История и современность.
19
Декор русского народного костюма (2 часа)
Зимина Т.А.

Цветность, фактурность, орнаментальность костюма и предметов одежды. Материал украшения тканого текстиля: применение природных и фабричных красителей; хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых, золотых и серебряных нитей (золотное и серебряное шитье). Основные способы орнаментации тканей домашнего изготовления: ткачество, вышивка (ручная и машинная), набойка, аппликация.
Виды декоративных украшений одежды: тесьма, ленты, кружево, стекло (бисер, стеклярус). Кружево: история изготовления; основные центры кружевоплетения; многообразие русских кружевных узоров. Западноевропейская мода второй половины XIX — начала XX вв. на русское кружево.
Отделка русского народного костюма декором машинного производства.
20
Оформление портретной зоны (2 часа)
Зимина Т.А.

Головные уборы и прически: мужские, женские, девичьи. Взаимосвязь головного убора и прически. Типология женских головных уборов (кокошников, кичек). Платки и шали: орнаментальное разнообразие. Украшения из природных материалов (жемчуг, янтарь и др.), из бисера, стекла, металла, текстиля и пряжи. Шейные, нагрудные, навесные, головные украшения. Особенности головных уборов м украшений северорусского и южнорусского костюмных комплексов, казачьего и однодворческого.
Дистанционный курс
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Вы можете подключиться к онлайн-лекциям и вебинарам с любого устройства – со своего компьютера, планшета или телефона.

Подробная инструкцию по работе с ZOOM
Слушатели могут задать вопрос преподавателю в прямом эфире: включить аудио- и видеосвязь или написать в чат ZOOMа.

Лекции курса будут доступны в записи на время курса и в течение двух недель после его завершения.