ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Будьте в курсе — старт курсов школы
Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
История графики
История искусства
Курс «Краткая история графики» посвящен удивительному виду искусства, в котором легко и естественно сосуществуют уникальные и тиражные техники; в котором материал основы играет определяющую роль в создании эффектов освещения и никогда не скрывается мастером; искусству, в котором при помощи всего двух цветов — черного и белого, — можно рассказать обо всем многообразии предметного мира и человеческих эмоций.
А еще графика — это то искусство, с произведениями которого каждый из нас постоянно сталкивается в повседневной жизни. И для этого даже не нужно идти в музей, достаточно просто взять в руки книгу или вынуть банкноту из кошелька… Мы привыкли к тому, что графика сопровождает нас всю жизнь, но иногда стоит взглянуть пристальнее, понять, как сделан рисунок или гравюра, чтобы увидеть и ощутить новые грани, казалось бы, давно знакомых произведений. В этом кратком курсе вы узнаете об основных средствах и этапах развития рисунка и гравюры в Западной Европе и России, начиная с древнейших времен и до ХХ века.
Выдаваемые документы
Курс «История графики» — дополнительная образовательная программа
Курс ведет
кандидат искусствоведения
Морозова Софья
Программа курса
18 академических часов: из них 16 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
1
[ Лекция 1 ] Рисунок. Основные техники и мастера. Западная Европа
Рисунки первобытных мастеров. Рисунки в погребальных комплексах Древнего Египта. Контурный рисунок в вазописи Древней Греции. Средневековая книжная миниатюра. Рисунок серебряным карандашом в творчестве Леонардо да Винчи и Дюрера. Графитный карандаш в рисунке от Энгра до Тулуза Лотрека. Мастерский рисунок пером и тушью у Микеланджело, Рембрандта и Ван Гога. Кисть, перо и тушь в произведениях художников от Гверчино до Гойи – 4 академических часа
2
[ Лекция 2 ] Рисунок. История рисунка в России от Х до ХХ века
Лицевые изборники Древней Руси. Остромирово Евангелие. Знаки зодиака и другое на полях русских рукописных книг. Симон Ушаков и светские мотивы в русском рисунке XVIIвека. Рисунок и акварель XVIII – половины XIX века: А.П. Лосенко, Дж. Кваренги, А.О. Орловский, О.А. Кипренский, К.П. Брюллов. Рисунок 2 половины XIX века: роль рисунка в творческой мастерской «передвижников» и поиски острой выразительности в графике И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.А. Серова и М.А. Врубеля. Рисунок ХХ века в творчестве мастеров «Мира искусства» и театральных художников: А.Н. Бенуа, Е.Н. Лансере, К.А. Сомова, Л.С. Бакста. Поиски советских художников в области новой выразительности рисунка. – 4 академических часа
3
[ Лекция 3 ] Гравюра. Основные техники: ксилография, резцовая гравюра, офорт, литография. Западная Европа
Гравюра в творчестве Дюрера, Рембрандта, Пиранези, Домье, Гойи, Шмидта-Ротлуфа и художников авангарда. Эволюция средств выразительности и особенности каждой из техник гравюры на протяжении эволюции от XV до ХХ века. Почему произведения тиражной графики могут стоить миллионы на антикварных аукционах. Применим ли к ним критерий подлинности и оригинальности. – 4 академических часа
4
[ Лекция 4 ] Гравюра. Развитие гравюры в России от Петровского времени до конца ХХ века
Образы новой России в гравюрах М. Махаева. Ранняя русская литография и ее шедевры в творчестве О.А. Кипренского. Книжная графика XIX века и развитие бытового жанра. Офорты И.И. Шишкина вершина пейзажного жанра в графике второй половины XIX века. Журнальная графика, искусство силуэта в гравюре рубежа веков. Новый взгляд на тиражную графику в эпоху авангарда начала ХХ века. – 4 академических часа
Тест
История графики
Предлагаем перед началом курса пройти небольшой тест по истории графики
НАЧАТЬ ТЕСТ
Определите по фрагменту на чем сделан древнегреческий рисунок.
Лекиф, выполненный в технике по белому фону. Мастер Ахилла. 440 г. до н.э. The Metropolitan Museum of Art


Вазопись по белому фону — стиль вазописи, появившийся в Афинах в конце VI века до н. э. Считается, что эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной известковой глины, а затем их росписи.
Лекиф, выполненный в технике по белому фону. Мастер Ахилла. 440 г. до н.э. The Metropolitan Museum of Art


Вазопись по белому фону — стиль вазописи, появившийся в Афинах в конце VI века до н. э. Считается, что эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной известковой глины, а затем их росписи.
Лекиф, выполненный в технике по белому фону. Мастер Ахилла. 440 г. до н.э. The Metropolitan Museum of Art


Вазопись по белому фону — стиль вазописи, появившийся в Афинах в конце VI века до н. э. Считается, что эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной известковой глины, а затем их росписи.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
С VI—VII века эта форма книги вытеснила античный свиток и стала и основной. Эту же форму имеют и современные книги. Как она называлась?
Впервые кодексы появились в восточных провинциях Римской империи. Первоначально изготовлялись из папируса и пергамента. В первые века новой эры началось использование кодексов в среде римских юристов и ранних христиан из-за компактности по сравнению со свитками и удобством поиска нужных мест в объёмном тексте. С VI—VII века кодекс становится основной формой книги.

На фото: Кодекс Ка́ликста — иллюминированная испанская рукопись XII века

Впервые кодексы появились в восточных провинциях Римской империи. Первоначально изготовлялись из папируса и пергамента. В первые века новой эры началось использование кодексов в среде римских юристов и ранних христиан из-за компактности по сравнению со свитками и удобством поиска нужных мест в объёмном тексте. С VI—VII века кодекс становится основной формой книги.

На фото: Кодекс Ка́ликста — иллюминированная испанская рукопись XII века
Впервые кодексы появились в восточных провинциях Римской империи. Первоначально изготовлялись из папируса и пергамента. В первые века новой эры началось использование кодексов в среде римских юристов и ранних христиан из-за компактности по сравнению со свитками и удобством поиска нужных мест в объёмном тексте. С VI—VII века кодекс становится основной формой книги.

На фото: Кодекс Ка́ликста — иллюминированная испанская рукопись XII века
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Эскиз головы Девы Марии сделан Леонардо да Винчи к картине:
Эскиз головы Девы Марии (1510–13, Метрополитен-музей) сделан Леонардо к картине «Богоматерь с Младенцем и святой Анной» (Лувр)
Эскиз головы Девы Марии (1510–13, Метрополитен-музей) сделан Леонардо к картине «Богоматерь с Младенцем и святой Анной» (Лувр)
Эскиз головы Девы Марии (1510–13, Метрополитен-музей) сделан Леонардо к картине «Богоматерь с Младенцем и святой Анной» (Лувр)
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Попробуйте определить в какой технике Рембрандт сделал свой автопортрет.
Рембрандт. Автопортрет с широко открытыми глазами (1630 год)

Рембрандт занимался офортами на протяжении всей творческой жизни. В 1620-30-е гг. он экспериментировал с жанровыми зарисовками, библейскими сценами и портретами. Преимущества техники офорта заключаются в относительной лёгкости работы на печатной форме. Здесь не требуется, в отличие от гравюры на дереве или работе резцом по металлу, значительных физических усилий.
Рембрандт. Автопортрет с широко открытыми глазами (1630 год)

Рембрандт занимался офортами на протяжении всей творческой жизни. В 1620-30-е гг. он экспериментировал с жанровыми зарисовками, библейскими сценами и портретами. Преимущества техники офорта заключаются в относительной лёгкости работы на печатной форме. Здесь не требуется, в отличие от гравюры на дереве или работе резцом по металлу, значительных физических усилий.
Рембрандт. Автопортрет с широко открытыми глазами (1630 год)

Рембрандт занимался офортами на протяжении всей творческой жизни. В 1620-30-е гг. он экспериментировал с жанровыми зарисовками, библейскими сценами и портретами. Преимущества техники офорта заключаются в относительной лёгкости работы на печатной форме. Здесь не требуется, в отличие от гравюры на дереве или работе резцом по металлу, значительных физических усилий.

ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Назовите имя английского художника и поэта, который смог независимо, без помощи издателей, печатать свои стихи и иллюстрации, создав новую технику, которую мастер назвал «иллюминированной печатью».
Уильям Блейк «Великий архитектор» 1794. Хранится в Британском музее в Лондоне
Уильям Блейк «Великий архитектор» 1794. Хранится в Британском музее в Лондоне
Уильям Блейк «Великий архитектор» 1794. Хранится в Британском музее в Лондоне
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Благодаря новым технологиям — цветной литографии и цветной печати — во второй половине XIX века плакаты и афиши появлялись всюду. Назовите автора литографии.
Тулуз-Лотрек. «Диван Жапоне». Литография с четырех камней. 1892-1894 (ГМИИ им. Пушкина с 1925)

Реклама концертного кафе на Монмартре, оформленного в японском стиле. Изображены танцовщица Жанна Авриль, поэт и литературный критик Эдуар Дюжарден и в левой части композиции – на сцене певица Иветта Гильбер
Тулуз-Лотрек. «Диван Жапоне». Литография с четырех камней. 1892-1894 (ГМИИ им. Пушкина с 1925)

Реклама концертного кафе на Монмартре, оформленного в японском стиле. Изображены танцовщица Жанна Авриль, поэт и литературный критик Эдуар Дюжарден и в левой части композиции – на сцене певица Иветта Гильбер
Тулуз-Лотрек. «Диван Жапоне». Литография с четырех камней. 1892-1894 (ГМИИ им. Пушкина с 1925)

Реклама концертного кафе на Монмартре, оформленного в японском стиле. Изображены танцовщица Жанна Авриль, поэт и литературный критик Эдуар Дюжарден и в левой части композиции – на сцене певица Иветта Гильбер
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Знать что-то одно на отлично значит быть узкопрофильным специалистом, а это неплохо:)
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Тест был непростым, но вы справились почти с половиной вопросов:)
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Удовлетворительный результат!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Хорошо для нашего теста это отлично! Вы знаете о истории графики больше, чем простой обыватель.
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Хорошо для нашего теста это отлично! Вы знаете о истории графики больше, чем простой обыватель.
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Невероятно! Вы ответили на все вопросы правильно!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Дистанционный курс
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Вы можете подключиться к онлайн-лекциям и вебинарам с любого устройства – со своего компьютера, планшета или телефона.

Подробная инструкцию по работе с ZOOM
Слушатели могут задать вопрос преподавателю в прямом эфире: включить аудио- и видеосвязь или написать в чат ZOOMа.

Лекции курса будут доступны в записи на время курса и в течение двух недель после его завершения.
Выдаваемые документы
1
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ на странице курса. Откройте письмо, оправленное автоматически на вашу электронную почту в ответ на регистрацию.
2
Нажмите в письме на синюю кнопку СПОСОБЫ ОПЛАТЫ и произведите оплату в удобной для вас форме. НОМЕР ЗАЯВКИ/ДОГОВОРА указан в письме.

3
Нажмите на красную кнопку ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ. Внесите в анкету ваши данные, прикрепите к форме ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ (отдельно высылать документ об оплате не надо).
4
После заполнения формы нажмите на кнопку ОТПРАВИТЬ