ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Будьте в курсе — старт курсов школы
Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
История выставок
История искусства
20 мая — 17 июня
По расписанию
8 000 рублей
7 онлайн-лекций
28 академ.часов
Расписание занятий
20 мая (вторник), 19.00–22.10
27 мая (вторник), 19.00–22.10
29 мая (четверг), 19.00–22.10
3 июня (вторник), 19.00–22.10
5 июня (четверг), 19.00–22.10
10 июня (вторник), 19.00–22.10
17 июня (вторник), 19.00–22.10

История искусства давно перестала ограничиваться фокусом на истории творчества отдельных авторов, стилей или эпох, и необходимо включает в себя историю художественной жизни, т. е. того культурно-исторического и художественно- эстетического контекста, который подчас в решительной степени обусловливает облик индивидуального творчества, художественных направлений и целых эпох. В этом смысле для истории самого изобразительного искусства, а не только его рецепции, экспозиционная, и, шире, репрезентативная функция играла ключевую роль еще намного раньше, чем появился феномен публичной выставки. Сегодня кураторская практика во многом артикулирует процесс развития современного искусства, не просто обобщая его опыт, как это было в XIX столетии, но именно формируя его.
В рамках курса рассматривается эволюция репрезентации художественного творчества от формирования первых собраний, «кабинетов редкостей» и возникновения «культуры любопытства», через образование первых публичных музеев, а затем галерей, вплоть до кураторских направлений последних десятилетий с акцентом на наиболее значимых проектах.

Особое место в курсе уделяется взаимосвязи между художественным процессом и экспозиционными стратегиями, осуществляемыми меценатами, государственной властью, дилерами и самими художниками. Так, в рамках разговора об экспозиционных стратегиях современного искусства специально оговариваются такие явления, как «белый куб», институциональная критика, транснациональные биеннале, реэнактмент, и др., в их связи с концептуальным и постконцептуальным искусством. Кроме того, в объем курса входит рассмотрение не только концепций отдельных выставок и экспозиционных явлений, но и дизайна экспозиции. В целом, в ракурсе экспозиционной практики дисциплина позволяет по-новому взглянуть на развитие искусства Нового и Новейшего времени и на изменение специфики его социального функционирования.
Выдаваемые документы
Подготовительный курс для магистратур «История выставок» — дополнительная образовательная программа
Курс ведет
кандидат культурологии
Дудаков-Кашуро Константин
Программа курса
30 академических часов: из них 28 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
[ Тема 1 ] Истоки выставок
Истоки коллекционирования и репрезентации произведений искусства в Античности, Средние века, эпоху Возрождения и Новое время. Появление периодических художественных выставок в Европе. Выставочные сообщества в Европе и России. Всемирные выставки.

Проблема связи развития искусства с экспозиционными функциями. «Пространственный поворот» и формы современного искусства как факторы формирования exhibition studies. Классическая концепция искусства и специфика античных и средневековых собраний предметов искусства. Кабинеты редкостей XVI в. Кунсткамеры XVII–XVIII вв. Особенности возникновения и функционирование первых частных и публичных музеев. Эпоха Просвещения и новые эстетические и экспозиционные функции искусства. Французские академические Салоны и их аналоги в Европе. Формирование первых независимых выставочных сообществ (Салон независимых, Сецессионы, деятельность ТПВХ в России, и т.д.). Экспонирование произведений искусства на Всемирных выставках, их роль в развитии современного искусства.
[Тема 2 ] Ранний модернизм на выставках
Первые модернистские объединения в Европе и России и их экспозиционные стратегии.

Выставки импрессионистов и постимпрессионистов и их влияние на выставочную деятельность и рынок искусства. Фовизм и кубизм на Осенних Салонах и Салонах Независимых. Первые выставки немецких экспрессионистов. Экспозиционные стратегии итальянских футуристов. Деятельность первых дилеров и галерей современного искусства. Выставки зарубежного искусства в России в к. XIX в. Коллекции С. Щукина и И. Морозова. Формирование русского модернизма на выставках С. Дягилева, С. Маковского, Н. Кульбина, «Золотого Руна», на Салонах Издебского и др. Первые выставочные общества русского авангарда: «Союз молодежи» и «Бубновый валет». Роль художественного бюро Н. Добычиной и салона К. Михайловой в формировании русского авангарда. Выставки, организованные М. Ларионовым.
[ Тема 3 ] Экспозиционные стратегии авангарда
Ключевые выставки русского авангарда с 1914 по нач. 1930-х.
Экспозиционные эксперименты в дадаизме и сюрреализме. Ключевые выставки и выставочные организации модернизма и авангарда в США и Западной Европе в 1910-х–1930-х гг. Ключевые выставки русского авангарда в период Первой мировой войны («Трамвай В», «0,10», «1915», «Магазин»).

Экспозиционные эксперименты в дадаизме и сюрреализме. Ключевые выставки и выставочные организации модернизма и авангарда в США и Западной Европе в 1910-х–1930-х гг. Ключевые выставки русского авангарда в период Первой мировой войны («Трамвай В», «0,10», «1915», «Магазин»). Послереволюционная выставочная деятельность: Государственные выставки, МХК, МЖК, отделы Новейших течений, конструктивизм на выставках. Отчетные выставки ГИНХУКа. Раннесоветские концепции авангардного музея. Репрезентация русского авангарда на международных выставках (Венецианская биеннале, русское искусство на французских Салонах, первые послереволюционные выставочные проекты в Германии и Франции, экспозиционная практика Эль Лисицкого). «Опытные выставки искусства эпохи капитализма». Художники как кураторы: экспозиционная деятельность дадаистов и сюрреалистов. «Кабаре Вольтер» и «Галерея Дада» в Цюрихе, выставочные эксперименты М. Эрнста, «Первая международная Дада-Ярмарка», репрезентации дадаистских работ в Париже в 1921–1924 гг. Первые галереи и выставки сюрреалистов. Выставки сюрреалистических объектов. «Международная выставка сюрреализма» и «Первые документы сюрреализма». Дизайн сюрреалистических выставок, павильон «Рождение Венеры» С. Дали. Сюрреализм в галереях Нью-Йорка, «Галерея этого века» П. Гуггенхайм. Искусство-общество-технологии: репрезентация нового искусства на «Выставке Баухауза» (1923), Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности (1925, Париж), «Новая вещественность» (1925), «Фильм и Фото» (1929). Репрезентация современного искусства в США в первой половине ХХ в.: первые галереи современного искусства в Нью-Йорке, «Армори Шоу» (1913), возникновение первых музеев современного искусства: «Галерея живого искусства», «МоМА», «Музей беспредметной живописи». Наиболее значительные выставки А. Барра. Деятельность «Анонимного общества» К. Дрейер.
[Тема 4 ] Репрезентация послевоенного искусства на выставках в Европе
Искусство модернизма на выставках в фашистской Италии и нацистской Германии. Первые послевоенные выставки современного искусства в Европе. Нью-Йорк и Лондон 1950-1960 х гг., как центры развития современного искусства. Экспериментальные выставки «Новых реалистов», оп-арта и кинетизма.

Травма модернистского искусства при тоталитаризме и ее последствия в Германии и Италии: специфика репрезентации итальянского искусства на Венецианских биеннале при Муссолини, история «дегенеративных выставок» в нацистской Германии. Политика первых «Документ» в Касселе. Первые послевоенные выставки в музее «Стеделик». Выставочная деятельность группы «КоБрА» в Европе и «Гутай» в Японии. Нью-Йорк 1950- х гг., как центр для галерей современного искусства. Репрезентация «нью- йоркской школы» на локальных и международных выставках. Формирование contemporary art на выставках лондонского Института современного искусства, выставка «Это завтра», др. проекты Р. Хэмилтона. Экспозиционные опыты К. Олденбурга. Американский поп-арт на выставках 1960-х гг. в США и Европе. Экспериментальные выставки И. Кляйна и группы «Новые реалисты», как протоконцептуалистские практики. Европейские выставки-акции оп-арта и кинетизма («Движение», «Динамический лабиринт», «Зеро», и др.).
[ Тема 5 ] Экспонирование как эстетическая стратегия искусства 1960-1970- х гг. Эволюция феномена кураторства.
Выставки-акции в «Флюксус» и арте-повера. Пространство выставки в минимализме и лэнд-арте. Репрезентация концептуализма и первые кураторы. Особенности репрезентации современного искусства 1950-х– 1980-х гг. в СССР.

Флюксус-фестивали и первые выступления группы «Арте повера»: выставки как акции. «Основные структуры»: пространство объекта в пространстве выставки. Фестиваль современной скульптуры «Зонсбек-71», «ТВ-галерея» Г. Шума, галерея «Дуон» и деятельность фонда «Диа», как ранние репрезентации лэнд-арта. «Когда отношения становятся формой»: концептуализм и специфика кураторской практики С. Сигелауба «Январь 5- 31, 1969», Х. Зеемана «Документа 5», К. МакШайна «Информация», Л. Липпард, и др. Каталог как форма выставки. Экспозиционные формы институциональной критики (Х. Хааке, Д. Бюрен и др.). Авторские проекты (пара)музеев художников (М. Бротарс, и др.). Направления развития деятельности отделов современного искусства в американских и европейских музеях. Особенности репрезентации современного искусства 1950-х–1980-х гг. в СССР. Послевоенные выставки классиков модернизма. Международные выставки в период «оттепели». Искусство и политика: от Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. до Выставки 30-летия МОСХа в Манеже (1962). Феномен квартирных выставок, художественные мастерские как галереи. «Бульдозерная выставка» 1974 г. и новые институциональные формы взаимоотношений между художником и советской властью.
[ Тема 6 ] Современные направления развития экспозиционных и кураторских практик
Новая география современного искусства: транснациональные. Наиболее резонансные кураторские проекты 1980-х. Сайт-специфические экспозиционные практики в 1970-х–1990-х гг. Выставки как социокультурное исследование. Выставки неофициального искусства в эпоху перестройки и наиболее значительные экспозиционные проекты современного искусства с 1990-х по 2010-е в России. Стратегии развития музеев современного искусства в Европе и США в 1970-х–1990-х гг. Новые тенденции и понятия в кураторской теории и практики 2000-х. Ключевые проекты последних двух десятилетий.

«Глобальное» и «Глокальное»: новая география современного искусства и политики новых биеннале (Гавана, Сан-Паоло, Уитни, Йоханнесбург, Стамбул, и др.). Постколониальный поворот: «Маги Земли» Ж.Ю. Мартена. Международная репрезентация современного китайского искусства от «Китай/Выставка Авангарда» (1989) до Биеннале в Шанхае. «Столицы модернизма» – проекты П. Хультена 1970-1980-х. «Новые британские художники» на Freeze и в галерее Саатчи. Выставка «Нематериальное» в Центре Помпиду. Развитие сайт-специфических экспозиционных практик в 1970-х–1990-х гг. Выставки организации «Колаб» в Нью-Йорке, проекты Х. Зеемана, Я. Хута, М. Дж. Джейкоб, Х.У. Обриста, и др. Выставка современного искусства между социокультурным исследованием и активизмом. Программы «Манифесты». Неофициальное искусство в эпоху перестройки. Опыт 17-й Молодежной выставки. Первый и последний аукцион «Сотбис» в России. Сквоты как экспозиционные пространства. Альтернативные выставочные пространства в сер. 1980-х–нач. 1990-х гг. Открытие первых частных галерей, ранние формы кураторской деятельности. Музеефикация современного искусства в Ленинграде и Москве. Арт-ярмарки и Московская биеннале современного искусства. Текущие региональные фестивали и биеннале современного искусства в России. Стратегии развития музеев современного искусства в Европе и США в 1970-х–1990-х гг.: архитектура и политика коллекций (Центр Помпиду, Тейт Модерн, Новая Пинакотека, Музеи Гуггенхайм, МоМА PS 1, и др.). Архив как одна из основ музея современного искусства. «Новый институционализм». Реэнактмент и «рекураторство» (Т. Смит) в современной экспозиционной практике. Виртуальный музей и кураторские проекты в сети интернет. AR и VR технологии в кураторских проектах. Партиципаторные практики в музее. Ключевые проекты 2000-х О. Энвезора, Д. Бирнбаума, Х.У. Обриста, Ж.Ю. Мартена, Й. Хоффмана, К. Бишоп, и
Дистанционный курс
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Вы можете подключиться к онлайн-лекциям и вебинарам с любого устройства – со своего компьютера, планшета или телефона.

Подробная инструкцию по работе с ZOOM
Слушатели могут задать вопрос преподавателю в прямом эфире: включить аудио- и видеосвязь или написать в чат ZOOMа.

Лекции курса будут доступны в записи на время курса и в течение двух недель после его завершения.
Как записаться на курс
1
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ на странице курса. Откройте письмо, оправленное автоматически на вашу электронную почту в ответ на регистрацию.
2
Нажмите в письме на синюю кнопку СПОСОБЫ ОПЛАТЫ и произведите оплату в удобной для вас форме. НОМЕР ЗАЯВКИ/ДОГОВОРА указан в письме.

3
Нажмите на красную кнопку ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ. Внесите в анкету ваши данные, прикрепите к форме ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ (отдельно высылать документ об оплате не надо).
4
После заполнения формы нажмите на кнопку ОТПРАВИТЬ