Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нина Кандинская. Прогулка. 1917. По рисунку Василия Кандинского.ГМИИ им. А. С. Пушкина. Стекло, масло, фольга
В 1917–1918 годах Нина Кандинская вместе с мужем занималась подстекольной живописью. Подстекольная живопись — особый вид искусства, который создается на прозрачной поверхности и имеет ряд неповторимых технологических особенностей. Василий Кандинский назвал эту необычную технику «живописью наоборот»...
Портрет и фоторепортаж оставались основными жанрами Генде-Роте. Игрушки на открытке — предметная макросъёмка. Карточка выделяется не только в общей коллекции советских открыток, но, видимо, была нетипичной для всего творчества фотографа. Интересно было узнать, как матрёшки появились на открытках.
В старом бумажном фотоальбоме, непонятно от кого доставшемся в наследство, есть целый раздел с новогодними открытками. Две из них стоят рядом: на одной из карточек кукольный Дед Мороз с подъемного крана поздравляет с Новым годом новосёлов, на второй — заглядывает в окно дома на Садовой, 12. Захотелось узнать, кадры из какого советского мультфильма напечатали на почтовых открытках. Оказалось, что никакого отношения к мультипликации открытки не имеют ...
Новогодние поздравления от Энди Уорхола x Tiffany & Co.
В 1956 году Уорхол получил заказ от Tiffany's на производство рождественских открыток. В то время он еще не выставлялся в галереях со своими банками с супом, и был успешным, хорошо оплачиваемым нью-йоркским иллюстратором ...
Санта-Клаус не всегда был таким круглым, веселым, бородатым, каким мы знаем его сегодня. В XIX веке его часто изображали худощавым, похожим на эльфа, который должен был стоять на защите детей и моряков. Тощий и изможденный со всклокоченной бородой Санта иногда появлялся в зелёной куртке, иногда в красном пальто и шляпе с черной отделкой ...
Анри де Тулуз-Лотрек. С Рождеством и Новым годом. Литография, 1896 / Sothebys.com
Ещё одно поздравление с рождеством и Новым годом от «великих». Это чрезвычайно редкая гравюра Тулуз-Лотрека. В 1896 году мисс Мэй Белфорт, британская певица, которую Тулуз-Лотрек неоднократно изображал, использовала эту литографию в качестве рождественской открытки. Три из пяти известных оттисков подписаны и датированы мисс Белфорт.
Ханзан Мацукава. Обезьяна с новогодним апельсином и зубочисткой, около 1860 года (Год Обезьяны). Гравюра на дереве (17,9 x 25,1 см). Бруклинский музей, подарок доктора Элеоноры З. Уоллес в память о своем муже, докторе Стэнли Л. Уоллесе, 2002.121.35
Ханзан Мацукава – график укиё-э. Родился и работал в Осака. В 1882 году копировал древнюю живопись в Сиги-дзи (пров. Кавати), но скончался, не закончив работы. Специализировался на суримоно; также иллюстрировал книги.
Витраж «Рождественская ночь» по макету Анри Матисса
Анри Матисс. Макет витража «Рождественская ночь» в технике декупажа. 1952 (335 х 135 см.) Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Заказ на витраж «Рождественская ночь» Анри Матисс получил от журнала «Лайф» 15 января 1952 г., уже в феврале макет витража в технике декупажа был закончен, и в этом же году Поль Бони исполнил витраж. И макет, и витраж были переданы «Тайм, инкорпорейтед» в дар Музею современного искусства в Нью-Йорке. Сейчас они висят по соседству в одном зале.
В 1954 году Матисс писал Альфреду Барру, директор-основатель Музея современного искусства:
— Уважаемый мсье! Благодарю Вас за фотографии, которые очень меня заинтересовали. Я задаю себе вопрос относительно размещения витража «Рождественская ночь» и его макета — не вредит ли им их соседство, потому что посетители музея не смогут, быть может, объяснить причины различия между макетом и витражом. Они не отдают себе отчета, что макет витража подобен партитуре симфонии, а витраж — это та же симфония в исполнении оркестра.
Все знают Туве Янссон как детскую писательницу, «маму муми-троллей». Но сама Янссон всегда подчёркивала, что в первую очередь она — художница, и не слишком серьёзно относилась к своей литературной деятельности.
В сороковым годах Туве продавала свои живописные полотна, однако постоянный заработок ей приносила иллюстрация. Она бралась за бесчисленное количество детских журналов, газет, рисовала карикатуры и обложки книг. Её графика высоко ценилась. В 1941 году шведские издания называли её «лучшим карикатуристом Финляндии».
Туве Янссон. С Новым годом!, рисунок тушью, 1946,Hagelstam.fi На рисунке посвещение и подпись: "От доктора Йохансана с наилучшими пожеланиями... Туве Янссон"
Фотография «Зима на пятой Авеню» была сделана 22 февраля 1893 года. Фотограф Альфред Стиглиц провел более трех часов на заснеженной улице в ожидании подходящего момента для съемки.
Перспектива улицы давала надежду на идеальный кадр, но для достижения требуемого эффекта необходимо было добавить некоторой драматичности кадру. Наконец через три часа ожидания на улице появилась повозка, медленно двигавшаяся сквозь снежную бурю. Этот кадр вошел в историю искусства фотографии эпохи пикториализма.
Что делают аниматоры в свободное время? Конечно, рисуют для себя, для друзей — рисуют во всех жизненных обстоятельствах.
Шесть лет тому назад режиссеру и художнику Октябрине Потаповой (ф-мы «Однажды», «Дедушкин валенок» и др.), ученице легендарного Ф. С. Хитрука пришлось уехать на родину в Якутск. Когда смогла снова начать работать, захотелось вернуться к задуманным проектам, появилась идея создания студии и школы национальной анимации. Но пока решила нарисовать к Новому году серию рисунков-фаз движения анимационных персонажей, подобно тому, как это делается в классической рисованной анимации. В прошлом 2023 году — к году Зайца она «оживляла» зайчика.
Рождественская традиция Метрополитан-музея
Метрополитен-музей продолжает ежегодную традицию украшения рождественской елки фигурками, выполненными в XVIII веке неаполитанскими мастерами вертепных композиций. Коллекция была подарена музею Лореттой Хайнс Ховард, которая собирала ее с 1925 года. Впервые коллекция Лоретты Ховард была представлена в музее в 1957 году, а с 1964 года регулярно украшает рождественскую ель музея в зале средневековой скульптуры.
Курс рассказывает о влиянии представлений о магическом на визуальную культуру. В центре внимания представления о сверхъестественном и выражение их в изобразительном искусстве в разные временные отрезки.
На основе широкого диапазона примеров от политеистических культов античного мира до оккультных течений ХХ века будут прослежены характерные черты магического сознания человека, проявляющиеся в искусстве.
Выдаваемые документы
Курс «Как смотреть и понимать картину. Магия и колдовство в искусстве» — дополнительная образовательная программа
18 академических часов: из них 16 академических часа — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
[ Тема 1 ]
Вечное волшебство. Истоки иконографической традиции от Древнего мира к Раннему Средневековью
[ Тема 2 ]
Во тьме готического века. Алхимия и колдовство в искусстве европейского Средневековья
[ Тема 3 ]
Мастера немецкого возрождения в охоте на ведьм. Формирование образа ведьмы в Позднем Средневековье
[ Тема 4 ]
Совы и шабаши. Магия в искусстве Нидерландов XVI — XVII вв
[ Тема 5 ]
В погоне за философским камнем. Алхимия в искусстве Нидерландов XVI — XVII вв.
[ Тема 6 ]
Колдовство с классическим вкусом. Магия в итальянском искусстве Раннего Нового времени
[ Тема 7 ]
Между романтикой и скепсисом. Магия в европейском искусстве XVIII — XIX столетий
[ Тема 8 ]
Мистическое прозрение под рёв автомобилей. Искусство и оккультизм от начала XX века до современности.
Тест
Магия и колдовство в искусстве
Предлагаем вам отгадать, какой магический сюжет изображает художник.
НАЧАТЬ ТЕСТ
Джон Уильям Уотерхаус, Волшебница Шалот, 1888.
В поэме Теннисона «Волшебница Шалот» рассказывается история девушки по имени Элейн, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Шалот расположен на реке, текущей в Камелот. Никто не знает про существование Элейн, потому что проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть из окна. Взамен у неё в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир, и девушка занимается тем, что ткёт гобелен, изображая на нём чудеса окружающего мира, которые ей удалось увидеть. Постепенно мир всё больше захватывает её, а одинокое сидение в башне утомляет. Однажды она видит в зеркале, как сэр Ланселот скачет в Камелот, и покидает комнату, чтобы поглядеть на него из окна. В ту же секунду исполняется проклятье, гобелен распутывается, а зеркало трескается. Элейн понимает, какой необдуманный поступок совершила, и бежит из башни. На берегу реки она находит лодку и записывает на ней своё имя. Она плывёт по реке и поёт печальную песню, но умирает прежде, чем доплывает до Камелота, где могла бы обрести счастье и любовь.
0%
0%
0%
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Васнецов, Сирин и Алконост, 1896.
В основе сюжета картины Виктора Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» лежат образы, созданные средневековой народной фантазией, а более глубокие истоки восходят к восточной и греческой мифологиям. Сирин и Алконост в византийских и русских средневековых легендах – райские птицы. Алконост – воплощение радости, Сирин воплощает печаль и горе.
0%
Васнецов, Сирин и Алконост, 1896.
В основе сюжета картины Виктора Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» лежат образы, созданные средневековой народной фантазией, а более глубокие истоки восходят к восточной и греческой мифологиям. Сирин и Алконост в византийских и русских средневековых легендах – райские птицы. Алконост – воплощение радости, Сирин воплощает печаль и горе.
0%
Васнецов, Сирин и Алконост, 1896.
В основе сюжета картины Виктора Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» лежат образы, созданные средневековой народной фантазией, а более глубокие истоки восходят к восточной и греческой мифологиям. Сирин и Алконост в византийских и русских средневековых легендах – райские птицы. Алконост – воплощение радости, Сирин воплощает печаль и горе.
0%
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Франсиско Гойя, Полёт ведьм, 1798.
В центре картины размещены три полуобнажённых ведьмы в покаянных одеждах Санбенито[5] (принудительное одеяние для еретиков, которое использовалось во времена испанской инквизиции). Три ведьмы левитируют, поднимая вверх извивающуюся обнажённую фигуру человека. Они прижимают рты к своей жертве, пожирая её плоть или высасывая кровь. По мнению ряда искусствоведов, картина представляет собой рационалистическую критику суеверий и невежества, особенно в религиозных вопросах: ведьмы здесь символизируют насилие испанской инквизиции (восходящие языки пламени на головных уборах их санбенито указывает на то, что летящие создания были осуждены как нераскаявшиеся еретики, а значит будут сожжены на костре).
0%
Франсиско Гойя, Полёт ведьм, 1798.
В центре картины размещены три полуобнажённых ведьмы в покаянных одеждах Санбенито[5] (принудительное одеяние для еретиков, которое использовалось во времена испанской инквизиции). Три ведьмы левитируют, поднимая вверх извивающуюся обнажённую фигуру человека. Они прижимают рты к своей жертве, пожирая её плоть или высасывая кровь. По мнению ряда искусствоведов, картина представляет собой рационалистическую критику суеверий и невежества, особенно в религиозных вопросах: ведьмы здесь символизируют насилие испанской инквизиции (восходящие языки пламени на головных уборах их санбенито указывает на то, что летящие создания были осуждены как нераскаявшиеся еретики, а значит будут сожжены на костре).
0%
Франсиско Гойя, Полёт ведьм, 1798.
В центре картины размещены три полуобнажённых ведьмы в покаянных одеждах Санбенито[5] (принудительное одеяние для еретиков, которое использовалось во времена испанской инквизиции). Три ведьмы левитируют, поднимая вверх извивающуюся обнажённую фигуру человека. Они прижимают рты к своей жертве, пожирая её плоть или высасывая кровь. По мнению ряда искусствоведов, картина представляет собой рационалистическую критику суеверий и невежества, особенно в религиозных вопросах: ведьмы здесь символизируют насилие испанской инквизиции (восходящие языки пламени на головных уборах их санбенито указывает на то, что летящие создания были осуждены как нераскаявшиеся еретики, а значит будут сожжены на костре).
0%
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Фрида Харисс, Аркан Башня, 1943
Таро Тота — колода карт Таро, созданная Алистером Кроули и художницей Фридой Харрис в первой половине XX века. Кроули и леди Фрида Харрис познакомились в 1937 году на почве мистики, которая была их общим увлечением. Архетип карты Таро Башня — разрушение в сочетании с освобождением. С одной стороны, можно считывать эту карту как что-то негативное — когда рушится чуть ли не весь привычный мир. С другой стороны, значение и толкование карты Таро Башня может отчасти иметь положительный контекст, если рассматривать его на перспективу: у вас появляется прекрасная возможность выйти за рамки и начать новую жизнь.
0%
Фрида Харисс, Аркан Башня, 1943
Таро Тота — колода карт Таро, созданная Алистером Кроули и художницей Фридой Харрис в первой половине XX века. Кроули и леди Фрида Харрис познакомились в 1937 году на почве мистики, которая была их общим увлечением. Архетип карты Таро Башня — разрушение в сочетании с освобождением. С одной стороны, можно считывать эту карту как что-то негативное — когда рушится чуть ли не весь привычный мир. С другой стороны, значение и толкование карты Таро Башня может отчасти иметь положительный контекст, если рассматривать его на перспективу: у вас появляется прекрасная возможность выйти за рамки и начать новую жизнь.
0%
Фрида Харисс, Аркан Башня, 1943
Таро Тота — колода карт Таро, созданная Алистером Кроули и художницей Фридой Харрис в первой половине XX века. Кроули и леди Фрида Харрис познакомились в 1937 году на почве мистики, которая была их общим увлечением. Архетип карты Таро Башня — разрушение в сочетании с освобождением. С одной стороны, можно считывать эту карту как что-то негативное — когда рушится чуть ли не весь привычный мир. С другой стороны, значение и толкование карты Таро Башня может отчасти иметь положительный контекст, если рассматривать его на перспективу: у вас появляется прекрасная возможность выйти за рамки и начать новую жизнь.
0%
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Художник Петер ван дер Дорт, Лаборатория алхимика Генриха Кунрата, ок.1590.
Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, пилюль бессмертия, изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют «внешней алхимией», трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определённых упражнений — «внутренней алхимией».
0%
Художник Петер ван дер Дорт, Лаборатория алхимика Генриха Кунрата, ок.1590.
Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, пилюль бессмертия, изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют «внешней алхимией», трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определённых упражнений — «внутренней алхимией».
0%
Художник Петер ван дер Дорт, Лаборатория алхимика Генриха Кунрата, ок.1590.
Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, пилюль бессмертия, изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют «внешней алхимией», трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определённых упражнений — «внутренней алхимией».
0%
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Поль Гоген, Забава злого духа, 1894.
Точная интерпретация картины не ясна, однако основная тема — это конфликт между жизнью, представленной богиней Хиной, и смертью, которую символизирует маска. Два красных фрукта между женщинами на переднем плане возможно символизируют искушение. Женщины поставлены перед выбором, в результате которого их ждёт либо вечная жизнь, либо смерть.
0%
Поль Гоген, Забава злого духа, 1894.
Точная интерпретация картины не ясна, однако основная тема — это конфликт между жизнью, представленной богиней Хиной, и смертью, которую символизирует маска. Два красных фрукта между женщинами на переднем плане возможно символизируют искушение. Женщины поставлены перед выбором, в результате которого их ждёт либо вечная жизнь, либо смерть.
0%
Поль Гоген, Забава злого духа, 1894.
Точная интерпретация картины не ясна, однако основная тема — это конфликт между жизнью, представленной богиней Хиной, и смертью, которую символизирует маска. Два красных фрукта между женщинами на переднем плане возможно символизируют искушение. Женщины поставлены перед выбором, в результате которого их ждёт либо вечная жизнь, либо смерть.
0%
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Знать что-то одно на отлично значит быть узкопрофильным специалистом, а это неплохо!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Тест был непростым, но вы справились почти с половиной вопросов! Поздравляем!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Прекрасный результат! Вы продемонстрировали недюжинную внимательность!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Хорошо для нашего теста это отлично! Вы знаете о магии и колдовстве в искусстве больше, чем простой обыватель.
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Невероятно! Вы ответили на все вопросы правильно! Приглашаем Вас стать почетным участником нашего курса «Как смотреть и понимать картину. Магия и колдовство в искусстве»
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Дистанционный курс
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Вы можете подключиться к онлайн-лекциям и вебинарам с любого устройства – со своего компьютера, планшета или телефона.
Слушатели могут задать вопрос преподавателю в прямом эфире: включить аудио- и видеосвязь или написать в чат ZOOMа.
Лекции курса будут доступны в записи на время курса и в течение двух недель после его завершения.
Как записаться на курс
1
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ на странице курса. Откройте письмо, оправленное автоматически на вашу электронную почту в ответ на регистрацию.
2
Нажмите в письме на синюю кнопку СПОСОБЫ ОПЛАТЫ и произведите оплату в удобной для вас форме. НОМЕР ЗАЯВКИ/ДОГОВОРА указан в письме.
3
Нажмите на красную кнопку ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ. Внесите в анкету ваши данные, прикрепите к форме ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ (отдельно высылать документ об оплате не надо).
4
После заполнения формы нажмите на кнопку ОТПРАВИТЬ