ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Будьте в курсе — старт курсов школы
Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
Как смотреть и понимать картину. Магия и колдовство в искусстве
История искусства
Курс рассказывает о влиянии представлений о магическом на визуальную культуру. В центре внимания представления о сверхъестественном и выражение их в изобразительном искусстве в разные временные отрезки.
На основе широкого диапазона примеров от политеистических культов античного мира до оккультных течений ХХ века будут прослежены характерные черты магического сознания человека, проявляющиеся в искусстве.
Выдаваемые документы
Курс «Как смотреть и понимать картину. Магия и колдовство в искусстве» — дополнительная образовательная программа
Курс ведет
Искусствовед, куратор
Статкевич Владислав
Программа курса
18 академических часов: из них 16 академических часа — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
1
[ Тема 1 ]
Вечное волшебство. Истоки иконографической традиции от Древнего мира к Раннему Средневековью
2
[ Тема 2 ]
Во тьме готического века. Алхимия и колдовство в искусстве европейского Средневековья
3
[ Тема 3 ]
Мастера немецкого возрождения в охоте на ведьм. Формирование образа ведьмы в Позднем Средневековье
4
[ Тема 4 ]
Совы и шабаши. Магия в искусстве Нидерландов XVI — XVII вв
5
[ Тема 5 ]
В погоне за философским камнем. Алхимия в искусстве Нидерландов XVI — XVII вв.
6
[ Тема 6 ]
Колдовство с классическим вкусом. Магия в итальянском искусстве Раннего Нового времени
7
[ Тема 7 ]
Между романтикой и скепсисом. Магия в европейском искусстве XVIII — XIX столетий
8
[ Тема 8 ]
Мистическое прозрение под рёв автомобилей. Искусство и оккультизм от начала XX века до современности.
Тест
Магия и колдовство в искусстве
Предлагаем вам отгадать, какой магический сюжет изображает художник.
НАЧАТЬ ТЕСТ
Джон Уильям Уотерхаус, Волшебница Шалот, 1888.

В поэме Теннисона «Волшебница Шалот» рассказывается история девушки по имени Элейн, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Шалот расположен на реке, текущей в Камелот. Никто не знает про существование Элейн, потому что проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть из окна. Взамен у неё в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир, и девушка занимается тем, что ткёт гобелен, изображая на нём чудеса окружающего мира, которые ей удалось увидеть. Постепенно мир всё больше захватывает её, а одинокое сидение в башне утомляет. Однажды она видит в зеркале, как сэр Ланселот скачет в Камелот, и покидает комнату, чтобы поглядеть на него из окна. В ту же секунду исполняется проклятье, гобелен распутывается, а зеркало трескается. Элейн понимает, какой необдуманный поступок совершила, и бежит из башни. На берегу реки она находит лодку и записывает на ней своё имя. Она плывёт по реке и поёт печальную песню, но умирает прежде, чем доплывает до Камелота, где могла бы обрести счастье и любовь.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Васнецов, Сирин и Алконост, 1896.

В основе сюжета картины Виктора Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» лежат образы, созданные средневековой народной фантазией, а более глубокие истоки восходят к восточной и греческой мифологиям. Сирин и Алконост в византийских и русских средневековых легендах – райские птицы. Алконост – воплощение радости, Сирин воплощает печаль и горе.
Васнецов, Сирин и Алконост, 1896.

В основе сюжета картины Виктора Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» лежат образы, созданные средневековой народной фантазией, а более глубокие истоки восходят к восточной и греческой мифологиям. Сирин и Алконост в византийских и русских средневековых легендах – райские птицы. Алконост – воплощение радости, Сирин воплощает печаль и горе.
Васнецов, Сирин и Алконост, 1896.

В основе сюжета картины Виктора Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» лежат образы, созданные средневековой народной фантазией, а более глубокие истоки восходят к восточной и греческой мифологиям. Сирин и Алконост в византийских и русских средневековых легендах – райские птицы. Алконост – воплощение радости, Сирин воплощает печаль и горе.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Франсиско Гойя, Полёт ведьм, 1798.

В центре картины размещены три полуобнажённых ведьмы в покаянных одеждах Санбенито[5] (принудительное одеяние для еретиков, которое использовалось во времена испанской инквизиции). Три ведьмы левитируют, поднимая вверх извивающуюся обнажённую фигуру человека. Они прижимают рты к своей жертве, пожирая её плоть или высасывая кровь. По мнению ряда искусствоведов, картина представляет собой рационалистическую критику суеверий и невежества, особенно в религиозных вопросах: ведьмы здесь символизируют насилие испанской инквизиции (восходящие языки пламени на головных уборах их санбенито указывает на то, что летящие создания были осуждены как нераскаявшиеся еретики, а значит будут сожжены на костре).

Франсиско Гойя, Полёт ведьм, 1798.

В центре картины размещены три полуобнажённых ведьмы в покаянных одеждах Санбенито[5] (принудительное одеяние для еретиков, которое использовалось во времена испанской инквизиции). Три ведьмы левитируют, поднимая вверх извивающуюся обнажённую фигуру человека. Они прижимают рты к своей жертве, пожирая её плоть или высасывая кровь. По мнению ряда искусствоведов, картина представляет собой рационалистическую критику суеверий и невежества, особенно в религиозных вопросах: ведьмы здесь символизируют насилие испанской инквизиции (восходящие языки пламени на головных уборах их санбенито указывает на то, что летящие создания были осуждены как нераскаявшиеся еретики, а значит будут сожжены на костре).
Франсиско Гойя, Полёт ведьм, 1798.

В центре картины размещены три полуобнажённых ведьмы в покаянных одеждах Санбенито[5] (принудительное одеяние для еретиков, которое использовалось во времена испанской инквизиции). Три ведьмы левитируют, поднимая вверх извивающуюся обнажённую фигуру человека. Они прижимают рты к своей жертве, пожирая её плоть или высасывая кровь. По мнению ряда искусствоведов, картина представляет собой рационалистическую критику суеверий и невежества, особенно в религиозных вопросах: ведьмы здесь символизируют насилие испанской инквизиции (восходящие языки пламени на головных уборах их санбенито указывает на то, что летящие создания были осуждены как нераскаявшиеся еретики, а значит будут сожжены на костре).
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Фрида Харисс, Аркан Башня, 1943

Таро Тота — колода карт Таро, созданная Алистером Кроули и художницей Фридой Харрис в первой половине XX века. Кроули и леди Фрида Харрис познакомились в 1937 году на почве мистики, которая была их общим увлечением. Архетип карты Таро Башня — разрушение в сочетании с освобождением. С одной стороны, можно считывать эту карту как что-то негативное — когда рушится чуть ли не весь привычный мир. С другой стороны, значение и толкование карты Таро Башня может отчасти иметь положительный контекст, если рассматривать его на перспективу: у вас появляется прекрасная возможность выйти за рамки и начать новую жизнь.
Фрида Харисс, Аркан Башня, 1943

Таро Тота — колода карт Таро, созданная Алистером Кроули и художницей Фридой Харрис в первой половине XX века. Кроули и леди Фрида Харрис познакомились в 1937 году на почве мистики, которая была их общим увлечением. Архетип карты Таро Башня — разрушение в сочетании с освобождением. С одной стороны, можно считывать эту карту как что-то негативное — когда рушится чуть ли не весь привычный мир. С другой стороны, значение и толкование карты Таро Башня может отчасти иметь положительный контекст, если рассматривать его на перспективу: у вас появляется прекрасная возможность выйти за рамки и начать новую жизнь.
Фрида Харисс, Аркан Башня, 1943

Таро Тота — колода карт Таро, созданная Алистером Кроули и художницей Фридой Харрис в первой половине XX века. Кроули и леди Фрида Харрис познакомились в 1937 году на почве мистики, которая была их общим увлечением. Архетип карты Таро Башня — разрушение в сочетании с освобождением. С одной стороны, можно считывать эту карту как что-то негативное — когда рушится чуть ли не весь привычный мир. С другой стороны, значение и толкование карты Таро Башня может отчасти иметь положительный контекст, если рассматривать его на перспективу: у вас появляется прекрасная возможность выйти за рамки и начать новую жизнь.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Художник Петер ван дер Дорт, Лаборатория алхимика Генриха Кунрата, ок.1590. 

Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, пилюль бессмертия, изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют «внешней алхимией», трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определённых упражнений — «внутренней алхимией».
Художник Петер ван дер Дорт, Лаборатория алхимика Генриха Кунрата, ок.1590. 

Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, пилюль бессмертия, изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют «внешней алхимией», трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определённых упражнений — «внутренней алхимией».
Художник Петер ван дер Дорт, Лаборатория алхимика Генриха Кунрата, ок.1590. 

Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, пилюль бессмертия, изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют «внешней алхимией», трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определённых упражнений — «внутренней алхимией».
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Поль Гоген, Забава злого духа, 1894.

Точная интерпретация картины не ясна, однако основная тема — это конфликт между жизнью, представленной богиней Хиной, и смертью, которую символизирует маска. Два красных фрукта между женщинами на переднем плане возможно символизируют искушение. Женщины поставлены перед выбором, в результате которого их ждёт либо вечная жизнь, либо смерть.
Поль Гоген, Забава злого духа, 1894.

Точная интерпретация картины не ясна, однако основная тема — это конфликт между жизнью, представленной богиней Хиной, и смертью, которую символизирует маска. Два красных фрукта между женщинами на переднем плане возможно символизируют искушение. Женщины поставлены перед выбором, в результате которого их ждёт либо вечная жизнь, либо смерть.
Поль Гоген, Забава злого духа, 1894.

Точная интерпретация картины не ясна, однако основная тема — это конфликт между жизнью, представленной богиней Хиной, и смертью, которую символизирует маска. Два красных фрукта между женщинами на переднем плане возможно символизируют искушение. Женщины поставлены перед выбором, в результате которого их ждёт либо вечная жизнь, либо смерть.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Знать что-то одно на отлично значит быть узкопрофильным специалистом, а это неплохо!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Тест был непростым, но вы справились почти с половиной вопросов! Поздравляем!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Прекрасный результат! Вы продемонстрировали недюжинную внимательность!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Хорошо для нашего теста это отлично! Вы знаете о магии и колдовстве в искусстве больше, чем простой обыватель.
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Невероятно! Вы ответили на все вопросы правильно! Приглашаем Вас стать почетным участником нашего курса «Как смотреть и понимать картину. Магия и колдовство в искусстве»
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Дистанционный курс
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Вы можете подключиться к онлайн-лекциям и вебинарам с любого устройства – со своего компьютера, планшета или телефона.

Подробная инструкцию по работе с ZOOM
Слушатели могут задать вопрос преподавателю в прямом эфире: включить аудио- и видеосвязь или написать в чат ZOOMа.

Лекции курса будут доступны в записи на время курса и в течение двух недель после его завершения.
Как записаться на курс
1
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ на странице курса. Откройте письмо, оправленное автоматически на вашу электронную почту в ответ на регистрацию.
2
Нажмите в письме на синюю кнопку СПОСОБЫ ОПЛАТЫ и произведите оплату в удобной для вас форме. НОМЕР ЗАЯВКИ/ДОГОВОРА указан в письме.

3
Нажмите на красную кнопку ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ. Внесите в анкету ваши данные, прикрепите к форме ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ (отдельно высылать документ об оплате не надо).
4
После заполнения формы нажмите на кнопку ОТПРАВИТЬ