ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Будьте в курсе — старт курсов школы
Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
История современной скульптуры
История искусства
Курс рассчитан на широкую аудиторию, формирует компетенцию в понимании формирования и развития искусства пластики в XX столетии в России и за рубежом. Цикл предполагает 4 лекционных дня, в рамках которых участники курса узнают об основных этапах развития современной пластики: реди-мейд, объект, инсталляция.
Выдаваемые документы
Курс «История современной скульптуры» — дополнительная образовательная программа
Курс ведет
Искусствовед, к. филос. н., куратор
Орлова Александра
Программа курса
18 академических часов: из них 16 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
1
[ Занятие 1 ]
Расширенное поле. Новые подходы в искусстве пластики, которые позволяют скульптуре перестать быть «вторичной» в экспозиционном пространстве. Основным фокусом лекции станет скульптура минимализма, которая, в некотором смысле, высмеивает подходы критиков искусства 1960-х гг. Также будут освещены предпосылки формирования подобного языка на примере искусства исторического авангарда: М. Дюшана, Н. Габо и др.

2
[ Занятие 2 ]
Тело в современной скульптуре. Что происходить с категорией телесности в современной пластики. Основные стратегии.
Тело как объект существует в искусстве с доисторических времён. Форма его изображения и интерпретации претерпело много изменений за это время: от условных до реалистических. Современное искусство, используя свой богатый инструментарий, продолжает работать с категорией телесности.
Примерами станут шокирующие объекты Р. Гобера и братьев Чепменов, условная телесность в произведениях С. Луках и т.д.
3
[ Занятие 3 ]
Феномен монумента и эфемерности. «Самозахват» пространства современной скульптурой, антимонумент как форма творческого высказывания.
Современное пластика не ограничивается традиционными материалами, которые мы привыкли видеть в классической скульптуре. Также сенились и некоторые нарративы, например, через скульпторы начали создавать произведения, критикующие современное общество и устанавливать их в общественном пространстве как К. Ольденбург. Такому подходу стали появляться неосязаемые работы, где есть игровые элементы как в работах Й. Хайн.
4
[ Занятие 4 ]
Искусство инсталляции как тотальное искусство. Особенности инсталляционной практики. Феномен «атмосферы» в контексте инсталляции.
Многие музейные специалисты отмечают, что современный зритель смотреть искусство иначе – реже останавливается у знаковых полотен для внимательного изучения. В этом плане крайне выигрышное положение занимает художественная инсталляция, которая благодаря своей сложносоставной структуре заставляет зрителей задерживаться у подобных работ. Так как инсталляционное искусство является воплощением синтеза искусств, к которому стремится современное искусство. В качестве примеров будут рассмотрены произведения И. Кабакова, Й. Бойса, Д.А. Пригова и др.
Это скульптура XX века?
НАЧАТЬ ТЕСТ
Это скульптура XX века?
Марино Марини, Всадник, 1946 г.
Марино Марини (1901 — 1980 гг.) — итальянский скульптор. В начале 1920-х годов занимался живописью, затем посвятил себя скульптуре. Первые опыты в скульптуре носят подчеркнуто архаизирующий характер, но вскоре Марини находит свой собственный стиль, в котором элементы этрусского искусства сплавлены с конкретными формами. Создавал свои работы в те годы, когда в Италии основным стилем был неоклассицизм.
Марино Марини, Всадник, 1946 г.
Марино Марини (1901 — 1980 гг.) — итальянский скульптор. В начале 1920-х годов занимался живописью, затем посвятил себя скульптуре. Первые опыты в скульптуре носят подчеркнуто архаизирующий характер, но вскоре Марини находит свой собственный стиль, в котором элементы этрусского искусства сплавлены с конкретными формами. Создавал свои работы в те годы, когда в Италии основным стилем был неоклассицизм.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Это скульптура XX века?
Кикладская скульптура, 2800–2300 гг. до н.э.
Кикладская цивилизация — археологическая культура бронзового века, распространённая в 3—2 тысячелетиях до н. э. на островах Киклады. Кикладское искусство стало источником вдохновения для многих современных художников, которые оценили сдержанность и утонченность простых линий и геометрии, минимализма. Влияние кикладского искусства можно заметить в работах Модильяни, Пикассо, Бранкузи.
Кикладская скульптура, 2800–2300 гг. до н.э.
Кикладская цивилизация — археологическая культура бронзового века, распространённая в 3—2 тысячелетиях до н. э. на островах Киклады. Кикладское искусство стало источником вдохновения для многих современных художников, которые оценили сдержанность и утонченность простых линий и геометрии, минимализма. Влияние кикладского искусства можно заметить в работах Модильяни, Пикассо, Бранкузи.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Это скульптура XX века?
Лотти ван дер Гааг, Communicatie, 1960
Шарлота ван дер Гааг (1923 - 1999) — нидерландская художница и скульптор-модернист. Была членом европейского авангардистского движения «КОБРА». Художникам из группы «КОБРА» присущи полуабстрактные полотна с яркими цветами, искажённые человеческие фигуры, вдохновлённые первобытным и народным искусством. Они также брали за основу детский рисунок, скандинавскую мифологию. Стремились выработать абстрактный язык форм, который мог бы в большей степени, чем сюрреализм, выражать бессознательное. «КОБРА» сыграла значительную роль в развитии ташизма и европейского абстрактного экспрессионизма.
Лотти ван дер Гааг, Communicatie, 1960
Шарлота ван дер Гааг (1923 - 1999) — нидерландская художница и скульптор-модернист. Была членом европейского авангардистского движения «КОБРА». Художникам из группы «КОБРА» присущи полуабстрактные полотна с яркими цветами, искажённые человеческие фигуры, вдохновлённые первобытным и народным искусством. Они также брали за основу детский рисунок, скандинавскую мифологию. Стремились выработать абстрактный язык форм, который мог бы в большей степени, чем сюрреализм, выражать бессознательное. «КОБРА» сыграла значительную роль в развитии ташизма и европейского абстрактного экспрессионизма.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Это скульптура XX века?
Убейдская культура, 6-е-начало 4-го тысячелетия до н. э.
Убейдский период — археологическая фаза в развитии материальной культуры Месопотамии, в основном соответствующая энеолиту. Важнейшей отличительной чертой Убейда является его керамика — расписная, монохромная, цвета буйволовой кожи или других оттенков (в зависимости от обжига).
Убейдская культура, 6-е-начало 4-го тысячелетия до н. э.
Убейдский период — археологическая фаза в развитии материальной культуры Месопотамии, в основном соответствующая энеолиту. Важнейшей отличительной чертой Убейда является его керамика — расписная, монохромная, цвета буйволовой кожи или других оттенков (в зависимости от обжига).
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Это скульптура XX века?
Франсуа Помпон, Олень, 1931
Франсуа Помпон (1855 — 1933) — французский скульптор-анималист. В 1876 году поступил в Национальную школу декоративных искусств в Париже, где изучал анималистику у Пьера Луи Руйяра. После переезда в Париж работал помощником у Огюста Родена. Анималистические произведения Франсуа Помпона относятся к направлениям cинтетизм и ар-деко. Опытный стилизатор, Помпон обладал мастерским умением прочитывать лапидарные формы и справляться с крупными геометрическими объектами, избегая при этом в своём языке детализации объектов и фактурной трактовки, что отличает его синтетизм от более детализированного натурализма других скульпторов-анималистов его времени.
Франсуа Помпон, Олень, 1931
Франсуа Помпон (1855 — 1933) — французский скульптор-анималист. В 1876 году поступил в Национальную школу декоративных искусств в Париже, где изучал анималистику у Пьера Луи Руйяра. После переезда в Париж работал помощником у Огюста Родена. Анималистические произведения Франсуа Помпона относятся к направлениям cинтетизм и ар-деко. Опытный стилизатор, Помпон обладал мастерским умением прочитывать лапидарные формы и справляться с крупными геометрическими объектами, избегая при этом в своём языке детализации объектов и фактурной трактовки, что отличает его синтетизм от более детализированного натурализма других скульпторов-анималистов его времени.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Это скульптура XX века?
Скульптура ХХ века (копия «Спящей музы» Бранкузи) в контексте искусства XXI века (инсталляция «Воспоминание» Пьера Юига).
Если скульпторы-модернисты вдохновлялись архаичными формами, то современные художники переосмысляют уже искусство ХХ века, обыгрывая его в новых контекстах. Так, скульптура Бранкузи становится домом для рака-отшельника в созданной Пьером Юигом экосистеме.
Скульптура ХХ века (копия «Спящей музы» Бранкузи) в контексте искусства XXI века (инсталляция «Воспоминание» Пьера Юига).
Если скульпторы-модернисты вдохновлялись архаичными формами, то современные художники переосмысляют уже искусство ХХ века, обыгрывая его в новых контекстах. Так, скульптура Бранкузи становится домом для рака-отшельника в созданной Пьером Юигом экосистеме.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Знать что-то одно на отлично, значит, быть узкопрофильным специалистом, а это неплохо!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Тест был непростым, но вы справились почти с половиной вопросов! Поздравляем!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Тест был непростым, но вы справились с половиной вопросов! Поздравляем!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Хорошо для нашего теста это отлично! Вы знаете о скульптуре больше, чем простой обыватель.
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
5 из 6
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Невероятно! Вы ответили на все вопросы правильно! Приглашаем Вас стать почетным участником нашего курса «История современной скульптуры»
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Дистанционный курс
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Вы можете подключиться к онлайн-лекциям и вебинарам с любого устройства – со своего компьютера, планшета или телефона.

Подробная инструкцию по работе с ZOOM
Слушатели могут задать вопрос преподавателю в прямом эфире: включить аудио- и видеосвязь или написать в чат ZOOMа.

Лекции курса будут доступны в записи на время курса и в течение двух недель после его завершения.
Как записаться на курс
1
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ на странице курса. Откройте письмо, оправленное автоматически на вашу электронную почту в ответ на регистрацию.
2
Нажмите в письме на синюю кнопку СПОСОБЫ ОПЛАТЫ и произведите оплату в удобной для вас форме. НОМЕР ЗАЯВКИ/ДОГОВОРА указан в письме.

3
Нажмите на красную кнопку ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ. Внесите в анкету ваши данные, прикрепите к форме ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ (отдельно высылать документ об оплате не надо).
4
После заполнения формы нажмите на кнопку ОТПРАВИТЬ