ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Будьте в курсе — старт курсов школы
Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
История
современного
театра
История искусства
Курс дает представление о становлении и развитии современного театра с момента зарождения искусства режиссуры на рубеже XIX-ХХ века до наших дней. На курсе вы узнаете об основных тенденциях развития современного театра, о жанровых особенностях современной театральной культуры, о ключевых персоналиях, социально-значимых проблемах и процессах формирования театра в ХХ-XXI веке. Наша цель — обозначить круг ключевых явлений, имен и проблем современного театра.
После окончания курса слушатели
— будут ориентироваться в основных театральных направлениях ХХ-ХХI века и шире — театральной культуры, которая существует на стыке разных искусств: театра, перформанса, кинематографа, различных элементов изобразительного искусства;
— получат представление о синтетической природе театрального искусства;
— сформируют представление о месте театра в современной культуре.
Выдаваемые документы
Курс «История современного театра» — дополнительная образовательная программа
Курс ведет
Театровед
Когут Нелли
Программа курса
52 академических часов: из них 40 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
1
[ Тема 1 ] Рождение европейской режиссуры на рубеже XIX-XX веков
Гастролирующая труппа мейнингенцев и другие предшественники режиссерского театра. Значение новой драмы в становлении режиссуры.

Движение свободных театров и утверждение натурализма: «Свободный театр» Андре Антуана, «Свободная сцена» Отто Брама. Театральные реформы Макса Рейнхарда – развитие синтетического театра. Англо-ирландский символизм: Уильям Батлер Йейтс и Эдвард Гордон Крэг. Французский театральный символизм и развитие авангардного театра: Поль Фор и Люнье По.
2
[ Тема 2 ] Режиссерские искания в европейском театре 20-30-х годов
Жак Копо и Театр «Старая Голубятня». Деятельность «Картеля»: Шарль Дюллен, Гастон Бати, Луи Жуве, Жорж Питоев. Театр жестокости Антонена Арто. Зарождение народного театра во Франции (Фирмен Жемье). Экзистенциалистский театр и французская интеллектуальная драма.Режиссура немецкого экспрессионизма. Формирование политического театра и деятельность Эрвина Пискатора. Первые опыты эпического театра.
3
[ Тема 3 ] Европейская режиссура во второй половине ХХ века
Театр абсурда: «антидрамы» Сэмюэла Беккета и Эжена Ионеско. Деятельность Жана Вилара и возрождение Национального народного театра во Франции. Окончательное развитие идей эпического театра. Значение теоретического и сценического творчества Бертольда Брехта в мировом театре ХХ века. Драматургия «рассерженных молодых людей» в Англии. Джорджо Стрелер и Питер Брук – синтез различных национальных традиций.
4
[ Тема 4 ] Неоавангардная волна 70-80-х годов
Преодоление коммерциализации искусства. Опыты коллективного создания театра – Living Theatre Джулиан Бек и Джудит Молина. Стремление к деэстетизации театра. Театр как религия, театры-коммуны: Театр Солнца Арианы Мнушкин, «Бедный театр» Ежи Гротовского, «Открытый театр» Джозефа Чайкина, The Performance Group Ричарда Шехнера.
5
[ Тема 5 ] Постдраматический театр
Смещение центра интересов с проблемы «эстетика и политика» на «эстетика и история», стремление не отражать, а моделировать действительность. Окончательное формирование постдраматического театра в 1970-е гг. Тренд на эстетизацию театра 1970-х: Дж. Стрелер (Вишневый сад), Театр художника (Тадеуш Кантор, Роберт Уилсон). Дальнейшее развитие постмодернизма: психоанализ и театр, мифологическое и драматическое в театре 1970–80-х: Питер Брук, Ариана Мнушкин, Лука Ронкони.
6
[ Тема 6 ] Перформативный поворот
В европейском искусстве уже в 60-е гг. XX в. происходит то, что Фишер-Лихте позже назвала «перформативным поворотом». Переход от «спектакля - вещи» к «спектаклю - событию». Возникновение искусства перформанса как направления в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Йоко Оно, Йозеф Бойс, Марина Абрамович, Ваграм Зарян и др.
7
[ Тема 7 ] Классическое наследие и режиссура на рубеже XX-XXI столетий
Уход от приоритета литературного текста, новый гуманизм, обыгрывание традиции. Уход от «интерпретационного театра» в творчестве Кристофа Марталера, Алана Плателя, Ромео Кастеллуччи, Саши Вальц, Патриса Шеро, Люка Персеваля, Петера Конвичного, Кшиштофа Варликовского, Кети Митчелл, Томаса Остермайера. Хайнер Гёббельс – жанр сценического концерта.
8
[ Тема 8 ] Театральность в современной культуре: актуальные театральные практики
Иммерсивный и партиципаторный театры. Вербатим. Синтез науки и искусства: Science Театр. Новые медийные формы театра в XXI веке: анимация и театр, съемка видео на сцене, видеомэппинг на открытых пространствах, проекция на тело и лицо, VR и AR театр, технология Motion Capture в театре, театр в сети. Артист и зритель в театре в эпоху цифрового переворота: новая телесность и новая концепция живости (Liveness).
Дистанционный курс
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Вы можете подключиться к онлайн-лекциям и вебинарам с любого устройства – со своего компьютера, планшета или телефона.

Подробная инструкцию по работе с ZOOM
Слушатели могут задать вопрос преподавателю в прямом эфире: включить аудио- и видеосвязь или написать в чат ZOOMа.

Лекции курса будут доступны в записи на время курса и в течение двух недель после его завершения.
Как записаться на курс
1
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ на странице курса. Откройте письмо, оправленное автоматически на вашу электронную почту в ответ на регистрацию.
2
Нажмите в письме на синюю кнопку СПОСОБЫ ОПЛАТЫ и произведите оплату в удобной для вас форме. НОМЕР ЗАЯВКИ/ДОГОВОРА указан в письме.

3
Нажмите на красную кнопку ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ. Внесите в анкету ваши данные, прикрепите к форме ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ (отдельно высылать документ об оплате не надо).
4
После заполнения формы нажмите на кнопку ОТПРАВИТЬ
На обложке: Jean Vilar, Christopher Dombres's drawing for the exhibition Jean Vilar in 2012 in Sète taken by the author under CC BY 2.0