ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Будьте в курсе — старт курсов школы
Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
«Стекло как воплощение вечности»
Изучаем историю декоративного искусства c Еленой Долгих
На зимних каникулах мы дошли до библиотеки РГГУ посмотреть издания, выпущенные при участии Елены Долгих — кандидата искусствоведения, антиквара, эксперта в области художественного стекла, автора курса «История декоративно-прикладного искусства».
В читальном зале есть новейших каталог «Художественное стекло. Коллекция Федора и Екатерины Лемкуль», вышедший в 2023 году при участии Елены Долгих. Издание посвящено научному изучению и атрибуции коллекции стекла Фёдора и Екатерины Лемкуль, переданной в дар ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Хронологические рамки произведений коллекции Лемкуль охватывают период с I века до н. э. до конца XIX столетия. В иллюстрациях к каталогу в мельчайших деталях можно рассмотреть литое стекло периода эллинизма, венецианское стекло, английский свинцовый хрусталь, немецкое, богемское, стекло и многое другое.
В библиотеке университета можно найти и другое издание, посвященное этой теме, а именно фундаментальный труд Елены Долгих «Французское стекло. Конец XIX — начало XX века. Личные коллекции России». Издание представляет собой результат многолетнего изучения нескольких частных отечественных коллекций французского художественного стекла конца XIX — начала XX века.

Такой материал, как стекло, оказался удивительно созвучен стилистике модерна и стал одним из символов нового искусства. Новаторские технологии и творческие эксперименты в области художественного стекла в первую очередь нашли отражение в работах французских стеклоделов — Руссо, Брокара, Галле, Лалика, братьев Дом и пр.
Стекло – материал волшебный. Оно обладает неисчерпаемым богатством состояний. Его безграничный художественный потенциал в полярном начале стеклянной материи, которая содержит жар и холод, огонь и лед. Многообещающее перевоплощение стекла рождает воображение, вызывает стремление разгадать его тайну. В непостижимой прозрачности и мерцании красок, взаимопроникновении света и цвета, перетекании объемов стеклянной плоти художники открывают воплощение вечности.
Декоративное искусство начала ХХ века развивалось в жестких условиях индустриального пространства, поэтому успех обеспечивался постоянным движением в сфере художественного проектирования, экспериментирования, обновлением технологий.

В художественном репертуаре стекла неизбежно воплощаются идеи стиля ар-нуво: выраженный вертикализм, усложненность форм, красочная гамма, изысканная стилизация орнаментальных мотивов, матовый фон, роспись золотом. Стекло украшалось декоративными композициями, связанными с природой, — это плоды, растения, пейзажи.
Художники чувствуют изменение общественных вкусов и постепенно отказываются от экстравагантности форм, изощренности линий, флоральной изобразительности и символизма. На смену ар-нуво приходит ар-деко. Произведения приобретают статику и уравновешенность. К концу 1920-х годов декоративный рельеф становится ярко выраженным, подчас превращаясь в горельеф. К началу 1930-х годов усиливается жесткость контуров рельефа, подчеркнутый геометризм орнамента.
Елена Долгих. Французское стекло. Конец XIX – начало XX века. Личные коллекции России / БуксМАрт, 2021 г.
Высокую декоративную природу в этот период в руках французских художников проявило опаловое стекло. Отливая разными оттенками — от тепло-желтого до пронзительно синего, опаловое стекло способствовало воплощению новых загадочных образов. Произведения из опала сочетали в себе льдистую холодность и мягкое свечение.
Больше о стилевом многообразии декоративно-прикладного искусства можно узнать на авторском курсе Елены Долгих «История декоративно-прикладного искусства». На занятиях мы познакомимся не только с историей стекла, но и узнаем про особенности организации внутреннего архитектурного пространства от античности до современности, стилеобразующую роль предметов интерьера; поговорим про типологию и развитие камина, стилевую эволюцию осветительной арматуры, историю зеркала — от металла к «волшебному стеклу», мебель, благовония, фарфор, металл и многое другое.