Будьте в курсе — старт курсов школы
Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Click to order
Total: 
ФИО
E-mail
Телефон
Гражданство
Оставить комментарий
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913

Философия искусства

История искусства
На лекциях будет воссоздана ретроспектива наиболее влиятельных философских взглядов на искусство – от античности до современной аналитической философии и постструктурализма. Мы проследим возникновение искусства, как концепции; выясним соотношение философии искусства, теории искусства и эстетики; рассмотрим различные виды искусств и обозначим наиболее важные проблемы с точки зрения современной эстетики. Особое внимание будет уделено месту философии в опыте современного искусства и в диапазоне современной критической теории.
Существует расхожее мнение, что как создание, так и восприятие искусства сугубо субъективны и, соответственно, не требуют особой теории, и, тем более, философской. Еще Гегель во введении к своим лекциям по эстетике специально обсуждал недостатки той точки зрения, согласно которой философия не должна делать своим предметом искусство, а подлинное искусство в свою очередь не нуждается в философии. Между тем, во многом благодаря философии можно говорить о том, что вообще есть искусство и каковы его границы, как оно связано с нашими эмоциями и с познанием, что может считаться произведением и какова его структура, что является художественной формой и почему ее значение меняется со временем?
Философию с давних пор беспокоила сущность таких понятий, как «прекрасное», «подражание», «образ» и многих других, которые кажутся самими собой разумеющимися, но в действительности постоянно переопределяются в зависимости от эволюции художественных процессов и специфики философских взглядов. Такими же вечными вопросами остаются проблема истины в искусстве, взаимосвязь этического и эстетического, ценность авторского выражения и общественных функций искусства, а также важность роли тех, кто воспринимает искусство, и другие вопросы, насущность которых становится, возможно, еще острее с потерей, казалось, еще недавно незыблемых критериев искусства.
Выдаваемые документы
Курс «История искусства: философия искусства» — дополнительная образовательная программа
Курс ведет
К. культ., доцент МГУ им. М. В. Ломоносова
Дудаков-Кашуро Константин
Программа курса
1
[ Тема 1] Языки искусства и контуры изучения: философия искусства – эстетика – теория и история искусства
Классические подходы к философскому анализу искусства. Понятие искусства в различных культурах. Эволюция концепции искусства в европейской культуре. Проблема изменения дисциплинарных границ в изучении искусства. Античная и средневековая наука об искусстве – классическая философия искусства – теория искусства – современная философия искусства. Практика современного искусства и его роль в переопределении границ и концепции искусства.

2
[ Тема 2 ] Античная философия искусства
Синхронность генезиса философии и концепции искусства в греческой античности. Первые теоретические представления о гармонии в пифагорейской школе. Сократ. Платон и платонизм. Формирование основных категорий классической эстетики. Теория искусства Аристотеля. Софисты и эллинистическая эстетика. Философские взгляды на искусство в Древнем Риме.

3
[ Тема 3 ] Средневековая философия искусства
Становление патристической эстетики (IV–VII вв.). Эстетическая система Аврелия Августина: основы его знаково-символической теории искусства. Эстетические аспекты «Символического богословия» Псевдо-Дионисия. Феномен иконы как символа духовной красоты. Вопрос о природе художественного творчества как неподобном подобии в учении Иоанна Дамаскина. Схоластические взгляды на природу и типологию искусства (Альберт Великий, Фома Аквинский, Бонавентура).

4
[ Тема 4 ] Философские взгляды на искусство в эпоху Возрождения
Концепция прекрасного, природы и теория чувственного восприятия в теориях гуманистов. Эпикуреизм Л. Валлы. Антропологизм эстетики П. делла Мирандолы. Концепции любви и красоты в неоплатонизме М. Фичино. Научно-философское и художественное понимание пропорции (Л. Пачоли, Л. да Винчи, А. Дюрер). Теория искусства Л. Б. Альберти.

5
[ День 5 ] Барокко – Классицизм – Философия искусства эпохи раннего Просвещения
Новая постановка проблемы соотношения чувственного и рационального. Нормативная эстетика классицизма (Н. Буало). Эстетические принципы барокко (теория аффектации, концепции остроумия Э. Тезауро, Б. Грасиана, интерпретации барокко К. Гурлитом и Г. Вельфлином). Сенсуализм и эмпиризм в английской эстетике (Дж. Локк, Д. Юм). Эстетика английского Просвещения: понятие «внутреннего ощущения» в эстетическом опыте у А.Э.К. Шефтсбери и Ф. Хатчесона, концепция субъективного и инстинктивного в теории Э. Бёрка. Теория воображения Дж. Вико. Природа и функции художественного вкуса, воспитательные цели искусства, роль художественной критики. Эстетика французского Просвещения (концепция «подражания природе» Д. Дидро и Ж.Ж. Руссо, проблема вкуса в учении Вольтера, теория искусства Ш. Баттё, становление художественной критики). Немецкое Просвещение: «эстетика» как философская наука о совершенстве чувственного познания и усовершенствования вкуса у А. Баумгартена, просветительский рационализм и классификация искусств Г. Лессинга.
6
[ Тема 6 ] Классическая философия искусства
Эстетическая система Канта и ее центральные аспекты и понятия (эстетическое удовольствие, эстетическое суждение, прекрасное, возвышенное, соотношение искусства и морали, вкус и его антиномии, концепция гения). Специфика и эволюция эстетических взглядов И. Гете и И. Гердера. Концепция эстетического воспитания Ф. Шиллера. Антропологическая эстетика В. фон Гумбольдта. Трансцендентальный идеализм и «Философия искусства» Ф. Шеллинга. Философская эстетика Г.В.Ф. Гегеля: понятия идеи и идеала прекрасного, философия исторических форм искусства, система искусств. Интерпретация эстетики Гегеля Ф. Т. Фишером.

7
[ Тема 7 ] Философия искусства немецкого романтизма
Концепция игры как основы эстетического творчества у Ф. Шиллера. Романтическая концепция иронии: Жан Поль, К.В.Ф. Зольгер, Ф. Шлегель. Религия, мифология и искусство в теориях романтизма (Вакенродер, Новалис, Жан-Поль, С. Кьеркегор, Шатобриан). Музыкально-поэтический синкретизм (Л. Тик, Э. Гофман, Р. Вагнер). Эстетика и практика романтизма в социально-экономическом контексте: Дж. Рескин и У. Моррис.
8
[ Тема 8 ] Философские и художественно-эстетические теории XIX в.
А. Шопенгауэр: искусство как объективация воли, роль музыки в эстетике Шопенгауэра. Эстетика как социальный позитивизм (А. Сен-Симон, О. Конт, И. Тэн). Эстетика реализма и натурализма (Золя). Эстетизм (Т. Готье, Ш. Бодлер, Э. По, О. Уайльд). Эмпиризм и идеализм системы Г. Лотце. Специфика эстетических взглядов Ф. Ницше: понятия аполлонического и дионисийского. Эстетика в русле «философии жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон). Экспериментальная эстетика (В. Вундт, Г. Гельмгольц, Т. Липпс, Г. Фехнер). Философия искусства в неокантианстве (Г. Коген, Й. Кон). Формирование признаков неклассической эстетики.

9
[ Тема 9 ] Философия искусства ХХ в.
Эстетическая теория Б. Кроче и ее влияние на американскую эстетику («Принципы искусства» Р. Дж. Коллингвуда, Г. Рид). Теории символа в философии Э. Кассирера и С. Лангер. Психоаналитическая эстетика (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Ж. Лакан, Ж. Рансьер). Эстетика неотомизма (Ж. Маритэн, Э. Жильсон). Эстетические взгляды Дж. Дьюи. Феноменологическая традиция философии искусства (Р. Ингарден, Н. Гартман, М. Дюфренн, Г. Шпет). Экзистенциально-феноменологическая эстетика (М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер). Эстетика экзистенциализма (Ж.П. Сартр). Эстетика рациовитализма Х. Ортеги-и-Гассета. «Реальная» эстетика (Э. Сурио). Неомарксизм и эстетика «франкфуртской школы» (Л. Альтюссер, Т. Адорно, В. Беньямин, Г. Маркузе). Герменевтическая эстетика (Г.Г. Гадамер). Гештальпсихологическая эстетика (Р. Арнхейм). Направления семантической эстетики. Русский формализм и развитие эстетики структурализма (В. Шкловский, Р. Якобсон, Я. Мукаржовский, К. Леви-Строс, Р. Барт, Ю. Лотман, Б. Успенский). Искусство в интерпретациях французских постструктуралистов (М. Фуко, Ж. Деррида, Ю. Кристева, П. де Ман). Рецептивная эстетика (Х.Р. Яусс, В. Изер). Направления американской послевоенной эстетики (антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм, контекстуализм, неопрагматизм).

10
[ Тема 10 ] Современные проблемы и концепции философии искусства
Концептуализм в искусстве и аналитическая философия. «Конец философии и начало искусства» Дж. Кошута и «конец искусства» от Гегеля к А. Данто. Кризис эстетики в философской мысли А. Бадью и Ж.М. Шеффера. Концепция «инэстетики» Бадью (Бадью А. «Малое руководство по инэстетике»). Культурное производство и история эстетики в контексте теории «социального поля» П. Бурдьё. Эстетика и политика в философии Ж. Рансьера. Атмосфера и атмосферическое в эстетике Г. Бёме. Практика современного искусства, как основа теории современной эстетики, или возможна ли общая эстетика современного искусства? (Н. Буррио «Реляционная эстетика», Ж. Бодрийяр «Заговор искусства»)

Made on
Tilda