ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913
Новости

Живопись и рисунок с Антоном Максименко

В Школе ХПМТ стартуют полугодовые курсы по академическому рисунку и живописи. Вести их будет художник-реставратор Антон Максименко. Антон Юрьевич окончил РГХПУ им. С.Г. Строганова, а сейчас преподает в альма-матер живопись, композицию и ведёт подготовительные курсы. Перед началом занятий мы приглашаем вас поближе познакомиться с преподавателем.
Рисунок. Подготовительный курс для абитуриентов (30.09.2025 — 28.04.2026)
Живопись. Подготовительный курс для абитуриентов (2.10.2025 — 30.04.2026)

— Расскажите, пожалуйста, о своей учёбе в художественной школе и в университете.

Рисовать я начал с четырёх лет — занимался с преподавателем, который был знаком нашей семье. Когда мне исполнилось одиннадцать, я решил поступать в художественную школу. Первые два года ходил без особого рвения, но на третий год произошло важное открытие — я почувствовал живопись совсем по-другому. Однокурсники стали ко мне тянуться, обращались за советом, и я понял, что это моё.

Позже вместе с художественной школой мы поехали на день открытых дверей в Строгановку. Там я впервые познакомился с её атмосферой, узнал о «Кружке скорого рисунка» и начал ездить туда вместе с однокурсницами. Там мы рисовали обнажённую натуру — и это стало для меня настоящим откровением. После этого у меня уже не было сомнений, куда я хочу поступать: атмосфера Строгановки полностью меня заворожила.

Перед поступлением я два года ходил на подготовительные курсы в Строгановку. Первый год был общий, так как я ещё не определился с направлением. На второй год выбрал реставрацию — и этот выбор стал ключевым.

Учиться было тяжело, но бросить никогда не хотелось. Программа невероятно насыщенная и интересная, она постоянно держала в тонусе и не давала заскучать.


«Учиться было тяжело, но бросить никогда не хотелось».



Антон Максименко. «Автопортрет» (набросок). Бумага, карандаш. 2024 г.

— Расскажите о своём дипломном проекте. Cложно было над ним работать?

Мой диплом был связан с реставрацией монументальной живописи. Мы работали над композицией «Троица Отечество» в большом куполе собора монастыря на слиянии рек Волга и Орша в Тверской области. Два месяца напряжённой работы — невероятный опыт, который я никогда не забуду.

Представьте: высота, масштаб, купол. Тут важна не только техника, но и уважение к истории, к мастерам, создававшим эту роспись. Каждый день начинался с вида на слияние двух рек и заканчивался ощущением, что ты делаешь что-то гораздо большее, чем просто диплом. Это стало настоящей школой ответственности и мастерства.

Дополнительным разделом в моем дипломе стала копийная работа в залах ГТГ в Лаврушинском переулке. Мой выбор пал на портрет Мусоргского кисти Репина. Это была отличная, интереснейшая практика в атмосфере шедевров русской живописи.


«Представьте: высота, масштаб, купол. Тут важна не только техника, но и уважение к истории, к мастерам, создававшим эту роспись».



Антон Максименко. «Реставрационная практика в соборе Сергия Радонежского в Рогожской слободе». 2013 г.
Антон Максименко. «Реставрационная практика в соборе Сергия Радонежского в Рогожской слободе». 2013 г.

— Как строится большой курс по рисунку и живописи? Академический год — это много или мало для поступления? Какие материалы будут в программе?

Академический год — это оптимальный срок для того, чтобы получить системное понимание рисунка и живописи. Мы идём от простого к сложному: линия, форма, пропорции, светотень — а дальше подключаем цвет и композицию.

В программе — карандаш и гуашь. Эти материалы идеально подходят для выстраивания базы: карандаш помогает понять форму, структуру и научиться анализу, а гуашь учит мыслить плоскостями, цветом и тональными отношениями.

Самое главное — учащиеся на подготовительных курсах начинают не просто «срисовывать», а понимать, что и зачем они делают. Курс формирует навык задавать себе вопросы по ходу работы: какая структура у формы, где главные акценты, как работает свет. Это превращает учебный процесс в осознанное исследование, а не механическую практику.

— Как вам кажется, что продуктивнее — долго объяснять теорию или сразу показать на листе?

Лучший способ — сочетать слово и действие. Теория важна, но если её не подкрепить демонстрацией, она остаётся абстракцией. Поэтому я часто показываю прямо на листе: делаю быстрый этюд и параллельно объясняю. Это помогает студентам сразу «схватить» идею и применить её на практике.

«Теория важна, но если её не подкрепить демонстрацией, она остаётся абстракцией. Поэтому я часто показываю прямо на листе: делаю быстрый этюд и параллельно объясняю».



Антон Максименко. Подготовительные курсы, дети рисуют эскиз за одно занятие. РГХПУ им. С.Г. Строганова». 2024 г. Фото: Вконтакте
Антон Максименко. Подготовительные курсы, дети рисуют эскиз за одно занятие. РГХПУ им. С.Г. Строганова». 2024 г. Фото: Вконтакте

— Академический рисунок и живопись — это стандартная программа. Не скучно преподавать одно и то же из года в год? Как удаётся сохранять интерес?

— Каждый студент приходит со своим опытом и своим взглядом. Один учится держать линию, другой теряется в цвете, третий впервые пробует гуашь. Программа одна, но подходы всегда разные. Мне самому интересно искать новые способы объяснения, и это помогает сохранять живость процесса.

— На этапе отбора можно брать всех, или есть критерии, по которым сразу видно — человеку точно не сюда?

— Я уверен, что прийти может каждый. Главное — желание учиться и открытость. Если у человека нет базы, но есть интерес, это уже половина успеха. Сложнее всего работать с теми, кто уверен, что «и так всё умеет». Настоящее обучение начинается там, где есть готовность пробовать новое.


«Сложнее всего работать с теми, кто уверен, что „и так всё умеет“».



Индивидуальное занятие по академической живописи с Антоном Максименко
Антон Максименко. «Наброски абитуриентов на подготовительных курсах в РГХПУ им. С.Г. Строганова» (карандаш, бумага), 2024 г.

— Остаётся ли время на личные работы после преподавания? Как совмещаете педагогику и творчество?

— Время остаётся, хотя не так много, как хотелось бы. Преподавание требует отдачи, но в то же время оно питает и вдохновляет. Когда объясняешь студентам основы, сам начинаешь глубже осознавать свой процесс.

Я продолжаю писать картины, заниматься цифровым искусством, пробую концепт-арт. Часто замечаю, что студенты влияют на мой стиль — своей свежестью и неожиданными находками. Это двусторонний процесс: я делюсь системой, а они — свободой взгляда.


«Преподавание двусторонний процесс: я делюсь системой, а студенты — свободой взгляда».



Антон Максименко. «Копия портрета Филиппа IV Диего Веласкеса», 2016 г.
Антон Максименко. «PleinAirApril 2024» (цифровая живопись), 2024 г.
Антон Максименко. «PleinAirApril 2024» (цифровая живопись), 2024 г.
Антон Максименко. «Наброски в транспорте» (карандаш, бумага), 2024 г.

— Что посоветуете тем, кто готовится к полугодовому курсу по академическому рисунку и живописи?

— Главное — приходить с открытой головой. Не бояться ошибок, не сравнивать себя с другими, а сравнивать себя только с самим собой вчерашним.

Из книг советую пособия В.А. Могилевцева «Основы рисунка» и «Основы живописи» — они очень наглядные и понятные, а также Готтфрида Баммеса «Образ человека». Полезно смотреть документальные фильмы о художниках, а также просто красивое хорошее кино, уделять внимание композиции кадра, тональному и цветовому решению, ходить в музеи, делать быстрые зарисовки с натуры.

Приходить можно даже с нуля: курс построен так, что шаг за шагом формируется фундамент. А тем, у кого уже есть база, будет полезно структурировать знания и подтянуть слабые места.
Рисунок. Подготовительный курс для абитуриентов (30.09.2025 — 28.04.2026)
Живопись. Подготовительный курс для абитуриентов (2.10.2025 — 30.04.2026)