Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нина Кандинская. Прогулка. 1917. По рисунку Василия Кандинского.ГМИИ им. А. С. Пушкина. Стекло, масло, фольга
В 1917–1918 годах Нина Кандинская вместе с мужем занималась подстекольной живописью. Подстекольная живопись — особый вид искусства, который создается на прозрачной поверхности и имеет ряд неповторимых технологических особенностей. Василий Кандинский назвал эту необычную технику «живописью наоборот»...
Портрет и фоторепортаж оставались основными жанрами Генде-Роте. Игрушки на открытке — предметная макросъёмка. Карточка выделяется не только в общей коллекции советских открыток, но, видимо, была нетипичной для всего творчества фотографа. Интересно было узнать, как матрёшки появились на открытках.
В старом бумажном фотоальбоме, непонятно от кого доставшемся в наследство, есть целый раздел с новогодними открытками. Две из них стоят рядом: на одной из карточек кукольный Дед Мороз с подъемного крана поздравляет с Новым годом новосёлов, на второй — заглядывает в окно дома на Садовой, 12. Захотелось узнать, кадры из какого советского мультфильма напечатали на почтовых открытках. Оказалось, что никакого отношения к мультипликации открытки не имеют ...
Новогодние поздравления от Энди Уорхола x Tiffany & Co.
В 1956 году Уорхол получил заказ от Tiffany's на производство рождественских открыток. В то время он еще не выставлялся в галереях со своими банками с супом, и был успешным, хорошо оплачиваемым нью-йоркским иллюстратором ...
Санта-Клаус не всегда был таким круглым, веселым, бородатым, каким мы знаем его сегодня. В XIX веке его часто изображали худощавым, похожим на эльфа, который должен был стоять на защите детей и моряков. Тощий и изможденный со всклокоченной бородой Санта иногда появлялся в зелёной куртке, иногда в красном пальто и шляпе с черной отделкой ...
Анри де Тулуз-Лотрек. С Рождеством и Новым годом. Литография, 1896 / Sothebys.com
Ещё одно поздравление с рождеством и Новым годом от «великих». Это чрезвычайно редкая гравюра Тулуз-Лотрека. В 1896 году мисс Мэй Белфорт, британская певица, которую Тулуз-Лотрек неоднократно изображал, использовала эту литографию в качестве рождественской открытки. Три из пяти известных оттисков подписаны и датированы мисс Белфорт.
Ханзан Мацукава. Обезьяна с новогодним апельсином и зубочисткой, около 1860 года (Год Обезьяны). Гравюра на дереве (17,9 x 25,1 см). Бруклинский музей, подарок доктора Элеоноры З. Уоллес в память о своем муже, докторе Стэнли Л. Уоллесе, 2002.121.35
Ханзан Мацукава – график укиё-э. Родился и работал в Осака. В 1882 году копировал древнюю живопись в Сиги-дзи (пров. Кавати), но скончался, не закончив работы. Специализировался на суримоно; также иллюстрировал книги.
Витраж «Рождественская ночь» по макету Анри Матисса
Анри Матисс. Макет витража «Рождественская ночь» в технике декупажа. 1952 (335 х 135 см.) Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Заказ на витраж «Рождественская ночь» Анри Матисс получил от журнала «Лайф» 15 января 1952 г., уже в феврале макет витража в технике декупажа был закончен, и в этом же году Поль Бони исполнил витраж. И макет, и витраж были переданы «Тайм, инкорпорейтед» в дар Музею современного искусства в Нью-Йорке. Сейчас они висят по соседству в одном зале.
В 1954 году Матисс писал Альфреду Барру, директор-основатель Музея современного искусства:
— Уважаемый мсье! Благодарю Вас за фотографии, которые очень меня заинтересовали. Я задаю себе вопрос относительно размещения витража «Рождественская ночь» и его макета — не вредит ли им их соседство, потому что посетители музея не смогут, быть может, объяснить причины различия между макетом и витражом. Они не отдают себе отчета, что макет витража подобен партитуре симфонии, а витраж — это та же симфония в исполнении оркестра.
Все знают Туве Янссон как детскую писательницу, «маму муми-троллей». Но сама Янссон всегда подчёркивала, что в первую очередь она — художница, и не слишком серьёзно относилась к своей литературной деятельности.
В сороковым годах Туве продавала свои живописные полотна, однако постоянный заработок ей приносила иллюстрация. Она бралась за бесчисленное количество детских журналов, газет, рисовала карикатуры и обложки книг. Её графика высоко ценилась. В 1941 году шведские издания называли её «лучшим карикатуристом Финляндии».
Туве Янссон. С Новым годом!, рисунок тушью, 1946,Hagelstam.fi На рисунке посвещение и подпись: "От доктора Йохансана с наилучшими пожеланиями... Туве Янссон"
Фотография «Зима на пятой Авеню» была сделана 22 февраля 1893 года. Фотограф Альфред Стиглиц провел более трех часов на заснеженной улице в ожидании подходящего момента для съемки.
Перспектива улицы давала надежду на идеальный кадр, но для достижения требуемого эффекта необходимо было добавить некоторой драматичности кадру. Наконец через три часа ожидания на улице появилась повозка, медленно двигавшаяся сквозь снежную бурю. Этот кадр вошел в историю искусства фотографии эпохи пикториализма.
Что делают аниматоры в свободное время? Конечно, рисуют для себя, для друзей — рисуют во всех жизненных обстоятельствах.
Шесть лет тому назад режиссеру и художнику Октябрине Потаповой (ф-мы «Однажды», «Дедушкин валенок» и др.), ученице легендарного Ф. С. Хитрука пришлось уехать на родину в Якутск. Когда смогла снова начать работать, захотелось вернуться к задуманным проектам, появилась идея создания студии и школы национальной анимации. Но пока решила нарисовать к Новому году серию рисунков-фаз движения анимационных персонажей, подобно тому, как это делается в классической рисованной анимации. В прошлом 2023 году — к году Зайца она «оживляла» зайчика.
Рождественская традиция Метрополитан-музея
Метрополитен-музей продолжает ежегодную традицию украшения рождественской елки фигурками, выполненными в XVIII веке неаполитанскими мастерами вертепных композиций. Коллекция была подарена музею Лореттой Хайнс Ховард, которая собирала ее с 1925 года. Впервые коллекция Лоретты Ховард была представлена в музее в 1957 году, а с 1964 года регулярно украшает рождественскую ель музея в зале средневековой скульптуры.
1 семестр: 02 октября 2025 — 25 декабря 2025 2 семестр: 05 февраля 2026 — 30 апреля 2026
Этот курс — ваш старт в академической живописи без сложных техник и лишней теории. Вы шаг за шагом научитесь работать над живописной работой: от первых заливок и простых форм — до выразительных композиций с разными материалами, цветовой гаммой. От простого к сложному.
Вы узнаете:
● Как правильно видеть и строить форму предмета, чувствовать пропорции ● Как работать с тоном, отношениями и светотенью, чтобы картина выглядела объёмно ● Что такое цветовой круг, колорит и контрасты, и как ими пользоваться ● Как сочетать предметы между собой и выстраивать структуру композицию ● Создавать убедительное реалистическое пространство внутри картины, применять законы линейной и воздушной перспективы.
Вы сможете:
● Работать уверенно: от наброска и основных пятен до финальной проработки ● Передавать фактуру и объём различных предметов ● Осмысленно подбирать и смешивать краски для нужного настроения работы и убедительной передачи объектов внутри живописной работы ● Создавать цельные многоуровневые композиции ● Грамотно использовать цвет для передачи пространства и атмосферы.
Итоговый результат:
Вы получите понимание того, как работают базовые принципы академической живописи, научитесь писать осмысленно, с пониманием системы и соберёте свои первые полноценные живописные работы — в разном колористическом исполнении, различной сложности, разными фактурами и планами — и сформируете портфолио, которое покажет ваши базовые навыки владения формой, тоном и цветом. После курса вы будете понимать, как строить композицию и передавать пространство, и, руководствуясь полученными принципами, сможете уверенно развиваться дальше
Для кого этот курс
● Для тех, кто хочет освоить академическую живопись с нуля и получить базовые знания ● Для абитуриентов, которым необходимо собрать портфолио с живописными работами для поступления ● Для всех, кто хочет развить чувство цвета, пространства и уверенно работать с тоном ● Для начинающих художников, иллюстраторов и дизайнеров, которые хотят прокачать видение цвета и пространства ● Для всех, кто мечтает создавать цельные, выразительные живописные работы без страха белого листа.
Выдаваемые документы
Курс «Живопись. Подготовительный курс для абитуриентов» —дополнительная образовательная программа
144 академических часов: из них 104 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
[ Первый семестр ] Базовые формы, тон и цвет
1–2 занятие. Упражнение на тональную шкалу и создание плавных градаций тона на шарах и кубах в технике гризайль
3 занятие. Натюрморт из разных по тону предметов в технике гризайль с натуры. Отработка светотени и цельности локальных пятен
4 занятие. Изучение цветового круга и смешивания гуаши. Простой и сложный цвет, как избежать грязи. Выполнение копии несложного натюрморта в цвете.
5 занятие. Простой натюрморт в цвете с натуры. Отработка принципов работы с цветовым кругом и тональной шкалой.
6–7 занятие. Этюды складок ткани с разбором формы и полноценный натюрморт с драпировками разных тонов. Освоения передачи мягких форм.
8–9 занятие. Гипсовая розетка: разбор рельефа и передача глубины плоскостей цветом и тоном. Теплохолодность на примере работы с гипсом.
10–11 занятие. Сложный контрастный натюрморт с несколькими телами и драпировкой, отработка построения композиции и тона.
12–13 занятие. Итоговый натюрморт с предметами разной фактуры для передачи блеска, матовости и объёма средствами гуаши.
[ Второй семестр ] Сложные постановки и основы пейзажа и воздушная перспектива
1–2 занятие. Многоуровневый натюрморт: построение предметов на нескольких уровнях и работа с глубиной.
3–4 занятие. Сложный натюрморт в холодной гамме: выстраивание целостной цветовой композиции в холодных оттенках.
5–6 занятие. Сложный натюрморт в тёплой гамме: создание настроения и цельного колорита.
7–8 занятие. Натюрморт на дополнительных цветах: проработка яркого цветового контраста (красный–зелёный, синий–оранжевый).
9–11 занятие. Знакомство с воздушной перспективой в пейзаже. Выполнение копии пейзажа мастера.
12-13 занятие. Итоговая работа: собственная многоуровневая постановка с предметами и элементами интерьера или пейзажного фона. Поиск композиции в рабочей среде. Развитие композиционного чутья
Как записаться на курс
1
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ на странице курса. Откройте письмо, оправленное автоматически на вашу электронную почту в ответ на регистрацию.
2
Нажмите в письме на синюю кнопку СПОСОБЫ ОПЛАТЫ и произведите оплату в удобной для вас форме. НОМЕР ЗАЯВКИ/ДОГОВОРА указан в письме.
3
Нажмите на красную кнопку ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ. Внесите в анкету ваши данные, прикрепите к форме ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ (отдельно высылать документ об оплате не надо).
4
После заполнения формы нажмите на кнопку ОТПРАВИТЬ