[ Лекция 3 ] Второе поколение. Страсть и созидание. 1890-е – 1910-е
В конце XIX века парижский художественный рынок действовал с расчетом на многочисленных зарубежных гостей, среди которых было немало желающих попробовать себя в роли коллекционеров. Состоятельным self made men новое искусство справедливо представлялось модным, «имиджевым» увлечением, сразу приобщавшим к новым веяниям мире. В парижских галереях, обгоняя друг друга, сменялись американцы, немцы, британцы, русские, теперь соперничающие своими растущими собраниями новой живописи, куда теперь, помимо импрессионистов, проникают работы символистов, Сезанна, Гогена, ванн Гога. Москвич Сергей Щукин, берлинцы Эдуард Арнхольд и Отто Герстенберг или Берта Палмер из Чикаго принадлежали одному поколению и во многом разделяют одни взгляды и подходы.